Журнал "ОНА и ОН" №1 (10) 1998 год

 

"Заповедные тропинки одной молодой семьи"

 

 

 

фотографии из статьи:

 

7s 9s 10s

 

8s11s13s

 

 

 

 

  Он хотел стать космонавтом, учился в военно-механическом институте, ее приглашали в консерваторию, сулили большие успехи на поприще музыкальной педагогики. Он поступил учиться на штурмана подводной лодки, но в конце концов окончил джазовую школу, играл в рок-группах, к тому же занимался авиамоделизмом, ставил классику в драмкружках. (У нее) интересов было не меньше: фигурное катание, танцы, спортивная гимнастика, музыкальная школа и все те же любительские спектакли. В конце концов оба стали профессиональными актерами и встретились на съемках фильма «Простодушный». Сергей Маховиков играл молодого интеллигентного гурона-воина, а Лариса Шахворостова- красавицу Мадлен. Но если на экране их любви мешало множество преград, что и привело в конце концов к трагическому финалу, то в жизни- все наоборот (тьфу-тьфу-тьфу). Сергей и Лариса- удивительная пара.  Красивая, талантливая, счастливая.

Мамука Кикалейшвили:

То, что и Сергей, и Лариса- талантливые актеры, доказывать не нужно. Это видят зрители, это знают все. Причем если в актерской семье кто-то звезда, а кто-то- нет, возникает трагедия. А здесь они оба звезды, значит, смею надеятся, их семья будет жить долго. И что еще немаловажно- их не испортил материальный вопрос. Сегодня, в конце ХХ века, в новых для нас рыночных отношениях, многие мои друзья стали портиться. Все думают только о деньгах. И это единственная семья, которую не разъели финансовые проблемы. Есть ли у них деньги, нет денег- они не меняются и не стесняют друзей.

  Лариса и Сергей счастливы по-настоящему. Не боюсь так утверждать, ибо не раз слышал это от них самих. Счастье-понятие сложное, которое включает в себя мельчайшие подробности: и здоровье, и благополучие близких, и хорошую погоду, и новогодний праздник… . Но, пожалуй, главное в этом понятии- духовная свобода, когда не стыдно за свои дела и поступки. Добиться такой свободы- вот истинное счастье настоящего художника.

  Их окружают удивительные люди. Причем, это не только знаменитости- артисты, режиссеры, композиторы, музыканты. Прежде всего, это Люди. Как они друг друга находят- загадка. И, безусловно, счастье. В их семье часто звучит фраза: «Ты посмотри, какое счастье! Какие у нас друзья!» И этим друзьям, этим людям надо соответствовать надо тянуться к их высокой планке, и вот когда достигается полное взаимопонимание и соответствие с теми, кого обожаешь, тогда это, действительно, счастье.

  У Ларисы и Сергея есть свои заповедные тропы в нашем разношёрстном и ненадежном обществе. Когда кругом образуются кланы, кланы, кланы, они не теряются. На своих тропинках они встречают замечательных людей, несущих крупинки света, и стараются подхватить и поддержать этот свет. Это по-настоящему заповедные тропинки, не только от слова «заповедник», куда не допускается человек с ружьем, но и от слова «заповедь».

  Как они относятся к врагам? Спокойно. Соперники дают самую сильную возможность оценить себя со стороны. Если только речь идет не о подлости и низости. Только в честной борьбе можно что-то понять и разобраться в себе. Поэтому своим антиподам молодые актеры только благодарны. Таких и врагами-то не назовешь. Но, к сожалению, чаще встречаются иные типы.

Евгений Гинзбург:

Я пригласил Сергея и Ларису на главные роли в свой фильм «Простодушный». На съемках у них завязался роман, очень сложный, трогательный, за которым наблюдала вся группа. Это было в экспедиции в Ялте. Период был непростой: 4 года в нищете, без зарплат, менялся строй, а актерская группа большая, у каждого свой характер- всякое было. Тем не менее когда Лариса и Сергей сообщили о своем решении пожениться, я их благословил

  В их семье царит удивительное взаимопонимание. Во всем. Во вкусах, пристрастиях, быту, отношении к людям. Что касается взглядов на искусство- здесь полное взаимоуважение. И если один из них предпочитает классике джаз, а другой- Шишкину Пикассо, они умеют друг к другу прислушаться, присмотреться и сформировать общий взгляд. В результате нет тупых ссор и склок.

Александр Збруев:

Лариса и Сергей- красивая пара. Когда они вместе, складывается впечатление, что они неразделимы. Даже когда они находятся в разных углах комнаты, ощущение такое, будто они все равно держатся за руки. Мне хочется верить, что они так и пройдут по жизни

  Остается только удивляться, как же они умудрились найти друг друга в этом суматошном мире. Всё, как оказалось, было достаточно просто. Сергей приехал на пробы к фильму «Простодушный» из Питера, зашел  в тогда еще кишащую артистами большую гримерку «Мосфильма» и увидел Её. Причем он сразу же понял, для какой роли Её гримируют. И сразу же осознал, что жизнь его круто начинает меняться. Лариса после первой их встречи стала ловить себя на мысли, что так или иначе все время о Нем думает. В самых неожиданных ситуациях. Судьбе было угодно их свести и соединить в лице режиссера Евгения Гинзбурга, Он  утвердил их на главные роли и трепетно поддержал их зарождающиеся чувства, за что Лариса и Сергей будут ему бесконечно благодарны.

Евгений Гинзбург:

Я познакомился с Сергеем на конкурсе актерской песни, где я был членом жюри. Мне понравилось, как он исполнял песню Галича «Облака плывут в Абакан». Да и вообще Сергей мне понравился. Я зашел за кулисы поздравить его и увидел, что это очень интеллигентный молодой человек, несмотря на внешность американского ковбоя. Не скрою, я старался сделать все, чтобы он стал лауреатом. В это же время запускался мой «Простодушный». Я мучился с поисками исполнителя главной роли- никто, кроме традиционных атлетов, не попадался. И от встречи с Маховиковым на душе у меня потеплело. Единственное, я волновался за то, чтобы он оказался еще и хорошим актером

  Счастливой оказалась встреча и с Ларисой. Она очень живая, легкая в общении, красивая, без звездных забросов. Но что меня особенно потрясло- она оказалась характерной актрисой.

  Меня радует, что они до сих пор влюблены и при этом еще и дружны. Это важно. Меня также радует, что Лариса поддерживает Сергея во всех отношениях, выступая даже как продюсер его музыкального проекта. Она- девушка деловая. А он- Простодушный- и этим сказано все

  Ларису в детстве называли «врушей» , на что она сильно обижалась. Ведь на самом деле девочка жила в своем собственном, выдуманном мире, в мире фантазий, сказок. И ей казалось, что все окружающие должны это чувствовать и участвовать в ее представлениях. Конечно, далеко не все это понимали, поэтому Лариса сама себе поклялась, что своим детям будет верить всегда. Пусть подольше живут в мире «грез и фантазий» и верят в чудеса.

  Однако с возрастом будущая актриса столкнулась с жесткими реалиями. Начать хотя бы с поступления в театральный вуз. Лариса мечтала стать актрисой, но волею судьбы попала в Бийское музыкальное училище. Оттуда она периодически сбегала в Москву, пытаясь осуществить свою мечту. На дорогу зарабатывала то уборщицей, то телеграфисткой. В 16 лет получила трудовую книжку, в 17- сдала экстерном на аттестат о среднем образовании в школе рабочей молодежи. По окончании училища Лариса получила приглашение в Новосибирскую консерваторию, но вновь «рванула» в Москву. Здесь возникли очередные сложности, в первую очередь- с пропиской. И Шахворостова пришла во ВГИК к Алексею Баталову вольной слушательницей. Через полтора года нелегальное положение стало ее угнетать, и она перевелась в ГИТИС, стала учиться, параллельно зарабатывая на квартиру- мыла полы в двух учреждениях сразу.

Александр Збруев:

Я  встретился впервые с Ларисой впервые на съемках фильма «Маэстро-вор». Меня очень удивило, что такая молодая, красивая женщина так серьезно, скрупулезно и трепетно относится в наше время к работе. Сегодня все заняты личными проблемами, и от кино стараются взять что-либо в меркантильных интересах. А Лариса кардинально отличалась от всех моих предыдущих молодых партнерш. Она много фантазирует, причем по существу. Обычно женщина проводит свою роль через чувствительный ряд, а Лариса работает еще и умом, чему многие могут позавидовать. У нее есть внутренняя режиссура, и из ничего она может слепить что-то интересное.

  В жизни я с ней редко встречаюсь, но всегда с удовольствием наблюдаю за ней. На фестивалях она всегда красива, элегантна, достойна. Мне нравится ее улыбка, ее манера разговаривать. Вроде общается со всеми, но как бы держится отдельно. Мне это импонирует.

  Постижение актерской профессии продолжалось у Ларисы на телевидении. Она вела передачу «Деловая хроника», снимала сюжеты, ездила с камерой по городу, брала интервью. Для нее было крайне важно, как выстроен кадр, как кто одет, как она произнесет тот или иной текст. Затем смотрела на себя со стороны и оценивала. Это был бесценный опыт, но когда последовали приглашения на центральные каналы, и встал выбор- кино или ТВ, она выбрала кино.

  В 85-ом году Лариса Шахворостова снялась в своем первом фильме «Сезон чудес»- несколько странной музыкальной фантазии, запомнившейся в первую очередь из-за шлягеров Аллы Пугачевой и Михаила Боярского, коими картина изобиловала. Была работа в Новом драматическом театре. Но кино вновь перетянуло. И вскоре один за другим вышли фильмы «Слуга», «Бич божий», «Сталинград», «Ребенок к ноябрю», «Царь Иван Грозный». Середина девяностых принесла Ларисе сразу несколько кинематографических призов, большей частью за главную роль в «Простодушном». Тут-то и заговорили о рождении новой кинозвезды.

  Первой большой работой Сергея Маховикова в кино был фильм «Простодушный». Его роль стала лучшим кинодебютом 94-го года. До этого Сергей в основном работал на сцене и на телевидении. Еще будучи студентом сыграл Гамлета, потом перенес этот спектакль в «Театр-студию-12», которую организовали выпускники- однокурсники ЛГИТМиКа. Кстати, там же он поставил свой первый спектакль. Параллельно работал в знаменитой «Александринке» и играл моноспектакли в Ленинградском «Приюте комедиантов». А потом Маховиков был приглашен на роль все того же Гамлета в Хабаровск. Ни дороги, ни работы, ни трудностей вообще актер не боялся никогда, к тому же манила романтика, очень хотелось к океану, на край земли, откуда все видится иначе.

  «Простодушный» открыл Сергею дорогу в кино. Недавно вышел на экраны боевик «Золотое дно», закончились съемки фильма «Хиппиниада, или Материк любви» режиссера Андрея Бенкендорфа. Сейчас идет работа в картине Натальи Калашниковой «Отражение», где Сергей и Лариса вновь снимаются вместе. Скоро выйдет первый компакт-диск его авторских песен.

  Сергей, действительно, простодушный. Человек, напрочь лишенный даже попытки сделать кому-либо подлость. Он не ведет разговоров за спиной и если общается с кем-то, то искренне. Он просто русский человек с душой нараспашку. Но если на что-то «заведется»- остановить его очень сложно. Одним словом- «маховик».

  Лариса более сконцентрирована. Ее даже можно назвать жестким человеком, но только в деловом смысле слова. Она не отступает перед административными преградами, она требует профессиональной отдачи, не допускает проявлений инфальтильности ни у себя, ни у Сергея. Все ее деловые качества, о которых упоминалось выше, вылились в конце концов в законченный музыкальный проект «Ловец». Сергей написал и исполнил песни, Лариса довела их до зрителя. Сделать это было крайне трудно, потому что альбом "Ловец" выходит за рамки нашего шой-бизнеса. Это прозрачная балладно-романтическая музыка с умным, хорошо продуманным текстом. Сочетание русской классической школы и свободной джазовой импровизации,  спонтанности рока и  фольклорных интонаций, «живого звука» и экстравагантности сэмплерного звучания определяют новое направление российской музыкальной культуры. Аналогов данный альбом в нашем шоу-бизнесе не имеет. Сергей и Лариса не свернули с пути творчества, сумели привлечь лучших музыкантов страны и сделали проект высочайшего уровня и качества, который явно выпадает из общего потока. И, слава Богу, иначе как им смотреть в глаза друг другу, в глаза тем, с кем встречаешься на «заповедных тропах»?

  Они потратили на свой проект два года.  Опять-таки, говорить о том, что Сергей пел, а Лариса искала деньги, было бы неправдой. Они все делали вместе: отбирали песни, искали музыкантов, ходили к спонсорам, готовили презентацию, давали интервью. Да и с музыкантами работали сообща, прислушиваясь друг к другу и заражаясь энергией и талантом.

Евгений Дога:

Люди они беспокойные, постоянно ищут себя, что я высоко ценю. Я знаю их прекрасный проект, который дается им крайне тяжело. Но главное- они музыкальные актеры. Это прекрасно, ибо чистый музыкант смотрит на технику, а актер расставляет акценты шире и точнее, он осмысленно оперирует на образ. Я работал с ними. Мы даже пели с Ларисой дуэтом и, надеюсь, еще споем. В ней сохранились детскость, чистота, что сейчас почти ушло от нас, замусорилось. А ее образ свежести, привлекательности несет большой заряд нравственности и доброй энергетики. Вместе они составляют прекрасную независимую пару.

  Они не устают идти вперед, доводя каждое дело до конца. «От некоторых побед остается усталость»,- пел когда-то Андрей Макаревич. Этого у них нет. Их уже многочисленные профессиональные награды складываются в шкафчик, наиболее высокая и ценная среди них – когда ты сам доволен собой. Я не раз наблюдал, как  Сергей и Лариса готовятся к любому выходу на концерте ли, на премьере ли, вообще в свет. Это тоже часть их профессии. Не все празднества и фестивали складываются удачно, но другое дело-  выглядеть на них все равно достойно. Это уважение прежде всего к коллегам.

  В кино, естественно, все еще серьезнее. К каждой роли и Лариса, и Сергей готовятся долго и скрупулезно, разбирая (причем вместе) каждый шаг и каждое слово своих героев. Не все в кино зависит от актера, но он обязан отработать честно, выглядеть на уровне, на высоте. Это дает актеру право сказать: «Я сделал все, что мог».

  Лариса как-то призналась, что Сергей многому ее научил: «Я снималась совсем не в том, в чем хотелось бы. Конечно, ничто не проходит зря, и я многому научилась. Хотя могла бы поступать гораздо разумнее. Но у меня не было тогда Сережи. Благодаря ему я выросла в первую очередь как женщина, как человек и уж потом как актриса. Со своим опытом и отношением к делу он помог мне так, как никто. Я научилась отбирать, думать и спорить с режиссером».

Мамука Кикалейшвили:

Обыватели ставят под сомнение мораль актеров. Лариса и Сергей доказывают абсурдность подобных мыслей. Они ведут кристально чистый образ жизни, их семья- показатель морали. И если в других талантливых актерских семьях все энергия, весь их накал растрачивается исключительно на творчество, Лариса и Сергей умудряются очень точно расставлять акценты, распределять груз на семью, творчество и общение. Я очень люблю этих людей, считаю себя их другом, и все, что я сказал, поверьте, от души.

  В их доме уютно. Они любят быт. Сергей вырос не в квартире, а в доме и, как все мальчишки, активно мастерил корабли и самолеты. Поэтому вопросов о незабитом гвозде в семье не возникает никогда. Лариса любит кухню, и приготовление пищи в их доме составляет отдельный ритуал. Даже попить с утреца кофе нужно красиво. На Новый год Сергей печет очень сложный торт, который к вечеру торжественно подается на стол. А в Пасху на кухне суетится Лариса. Уже на Страстной неделе тщательно начинают подбираться продукты, собираться луковая шелуха. А с каким благоговением пекутся куличи! Оторвать ее от плиты невозможно. Лариса может простоять на кухне почти сутки. «Наш дом- наша крепость»,- повторяют Лариса и Сергей известную поговорку. Все в своей квартире они сделали своими руками с расчетом на то, чтобы было уютно и многочисленным друзьям, и родственникам, чтобы вместе отмечались праздники, чтобы родители знали, что у них есть второй дом.



Автор: Сергей Капков

 

 

сканы статьи:

 

1s  2s

 

3s 4s

 

5s   6s

 

 

*  *  *