"Актёр, который поёт"
"Актёр на песенном фестивале"
"В последних судорогах жизни"
"Простодушный бенефис Вольтера"
"Простодушные из "Простодушного"
"Лёгкий стриптиз Фарады"
"Сергей Маховиков и Лариса Шахворостова"
"На "Ловца"и зверь бежит"

 

 

"АКТЕР, КОТОРЫЙ ПОЕТ" (1991 Г.)

 

1991s

 

Этой осенью в Москве родился фестиваль актерской песни имени Андрея Миронова. Среди его спонсоров была и редакция нашего еженедельника, учредившая свой приз. Его обладателем стал победитель фестиваля молодой актер из Санкт-Петербурга Сергей Маховиков.
На днях Сергей побывал в редакции. После концерта, где прозвучали песни и романсы А. Вертинского, А. Галича, Ю. Борисова, В. Агафонова,
                     артист ответил на вопросы нашего корреспондента.



- Сережа, расскажите немного о себе.
- Я окончил Ленинградский институт театра, музыки и кино, получил приглашение лучших театров города, в частности, драматического театра им. Пушкина, где, будучи еще студентом четвертого курса, играл в "Машеньке" Афиногенова, был назначен на роль Треплева в "Чайке" Александра Невского, но ушел, а вернее, сбежал, потому что не считал себя готовым к тому, чтобы работать рядом с таким мастером, как главный режиссер Игорь Олегович Горбачев.
Уехал сначала на Дальний Восток, потом в Сибирь, там за один сезон сыграл шесть главный ролей, среди них Лопахин в "Вишневом саду", Аметистов в "Зойкиной квартире", Гамлет, поставил два спектакля. Теперь возвращаюсь домой, уже в Санкт_Петербург, где заключил контракт с одним из театров. Знаете, контрактная система меня устраивает больше, потому что не только я обязан, но и мне.
- Какой музыкальный репертуар вы предпочитаете?
- Это баллады, бардовские песни, романсы. Легких шлягеров не пою, потому что стараюсь общаться с аудиторией, которая умеет слушать.
- Как вы относитесь к актерской песне и удавалось ли вам петь на сцене?
- Я думаю, что песня в исполнении актера - это своего рода зарисовка. В спектаклях мне не часто удавалось петь, за исключением одного, поставленного по стихам Николая Гумилева. Мы попытались воспроизвести ночь, которую поэт проживает перед казнью. Там я не только играю Гумилева, но и исполняю песни на его стихи.
- Как вы думаете, изменит ли что-нибудь в вашей судьбе победа на прошедшем фестивале?
- Вряд ли. Я вполне доволен своей актерской судьбой и не связываю какой-то ее следующий поворот с конкурсом.

 

Беседу вела Р. Валитова

 

 

 

"АКТЕР НА ПЕСЕННОМ ФЕСТИВАЛЕ" (1991 Г.)

 

 

1991asФестиваль актерской песни имени Андрея Миронова давно закончился. Слава богу. Теперь нужно подумать об искусстве...
Фестиваль - попытка вырваться из продолжающегося в театре застоя. Ранее в репертуарные рамки не могли втиснуться художественные произведения, солировали государственно признанные темы: теперь последние уступили место рыночным сюжетам. Рынок здесь синонимичен понятию "бульвар". И вновь эстетическим явлениям нет места в странном контексте.
Фестиваль - не просто конкурс, где нужно расставить отметки, определить места и кого-то куда-то выдвинуть. Это прежде всего - игра, вовлечение в творческую деятельность тех дарований, которые на повседневной сцене не находят себе места.
Фестиваль имени Андрея Миронова - попытка соединить драматический мир современного артиста и мир интонационный, мир мелоса, заброшенный в театральной практике и современном репертуаре.
Услышав клич своих собратьев по культуре, призывающий набрать в легкие свежий воздух и высказаться при помощи средств, непривычных для рутинной сцены, артисты пришли на конкурс.
На первых турах выступали драматические актеры, как правило, обладающие поразительным даром имитации, исполняющие рок и поп-репертуар ничуть не хуже эстрадных звезд, а зачастую и лучше, поскольку не было у них комплекса самолюбования. Но их дарования растворились в песенно-танцевальном потоке, отрицающем индивидуальность, опирающемся на вкус массового шоу-бизнеса. Ведь когда на горизонте последнего возникает нечто не вписывающееся в обычные рамки (текст пропущен)... становится анахронизмом. Новый стандарт определяется новым дарованием.
К финалу прорвались те, чей уровень выгодно отличался от среднего на первом туре. Хотя дарований уникальных, сравнимых с талантом того, чье имя принял конкурс, не было.
Все лето 91-го года прошедшие на третий тур занимались с Анатолием Кроллом, музыкантом универсальным, обладающим широкой культурой исполнительства и владения оркестром. Под его руководством конкурс превратился в серьезную аспирантуру, стажировку высочайшего класса, а заключительный тур стал не только очередным соревнованием, но и театральным зрелищем. Кролл разрабатывал музыкальный материал, подчас примитивный, искал вместе с исполнителем музыкальные краски, находил для оркестровки наиболее интересные, впечатляющие решения. В результате - к финальному этапу участники конкурса пришли совершенно другими артистами.
На дискуссии после III тура меня спросили: поющий актер - явление или профессиональная норма? Ведь на Бродвее, к примеру, поют многие артисты, а их школа прямо предполагает синтетичность. Я ответил, что для Америки это, может быть, и норма, - так сложилась их профессиональная школа, которая впитала свойственное американцам отношение к миру, решительность, с которой этот мир атакуется, завоевывается, опровергается. Джордж Майкл Коэн, один из родоначальников американской музыкальной комедии, заметил, что именно движение есть мера всех вещей. Музыкальная сцена Америки пластична, танцевальна, джазово моторна, ее вокал - само воплощение динамики. Американский мюзикл - не только поющая традиция ...(текст пропущен)...ближе к ней, чем, например, старая, так обытовленная нами романтическая оперетта.
Но и русская сцена когда-то играла водевили, пела, и ткань драматического спектакля вводила музыкальные эпизоды. А современный поющий актер драмы оказался как бы не у дел ...
Поток конкурсантов разделился на две части - одна действительно представляла мир театра, другая тяготела к чистой эстраде. Последние обрекали себя на более строгий суд. И те, и другие заслуживают интереса и анализа, однако мне ближе актеры, которые продолжают жизнь драматической сцены во всех формах своих контактов с публикой.
Я бы выделил Сергея Маховикова, которого знаю еще по хабаровской сцене. Он пел "Ночной разговор" Галича - долго, подробно, а мне казалось, что идет драматический спектакль, решается судьба. Отношения музыки (цыганский перепев "эх, раз, еще раз") и трагического текста создавали особое напряжение, которое и становилось содержанием номера. На драматической сцене Маховиков играл бы конкретную роль, конкретного человека, а здесь он смог подняться до обобщения, и путь указан ему музыкой.
Совершенно противоположная...(текст пропущен)...к божественному идеалу, несущая в себе чистоту интонаций, прозрачность образов и волнующее звучание высоких регистров. Но Ярослав опроверг односторонность представления о себе, а заодно , и самого себя, когда спел четыре прелестных имитации, использовав эффектный трюк. Он словно реконструировал голоса четырех певиц прошлого - Изабеллы Юрьевой с ее цыганским репертуаром, Любови Орловой в киномюзикле, Дины Дурбин с ее очаровательным акцентом и парижского воробышка - Эдит Пиаф.
Перед Здоровым, как перед сказочным героем - белый камень: направо пойдешь, налево пойдешь... А ему хочется и туда, и туда. За плечами театральный вуз, а как актер он совершенно себя не проявил. Мы все же использовали конкурс, чтобы показать его публике, предвидели несомненный успех.
Так вот, Ярослав Здоров и Сергей Маховиков - две тенденции, а между крайними направлениями было много исполнителей, от которых можно ждать итересных работ. Например, Игорь Угольников, актер с эксцентричным дарованием, который к публике относится немного снисходительно, будто владеет чем-то, чего та не ведает. На фестивале он развлекал аудиторию, выводя ее из...(текст пропущен)... Хочу отметить Татьяну Оськину, артистку театра "Сатирикон". У нее было тонкое музыкальное выступление, подобное драматичному монологу. И авторы соответствующие - Высоцкий, Бачурин, Ким. Другой пример - Ирэна Кокрицкая, киноактриса. В одной из песен она обратилась к миру кино с его драматизмом, но в целом она тяготеет к танцевально-пластической эстраде.
Имена на конкурсе были разные, и я не уверен, что все они станут известны в качестве исполнителей музыкального репертуара. Вряд ли кому удастся занять то положение, которое когда-то завоевал Андрей Миронов. Маловероятен и резкий поворот в театральном искусстве, которое располагает столь яркими дарованиями и - не прислушивается к ним.
И все же надеюсь: фестиваль имени Андрея Миронова - предчувствие и предсказание свободных театральных фантазий, которые вот-вот вырвутся на драматическую сцену.

УЧАСТНИКИ ТРЕТЬЕГО ТУРА КОНКУРСА АКТЕРСКОЙ ПЕСНИ им. АНДРЕЯ МИРОНОВА

Сергей Миров - С.-Петербургский театр "Бенефис"
Евгений Жабаров - артист Московского драматического театра им. Гоголя
Ирэна Кокрицкая - артистка кино
Алена Оськина - актриса Московского театра "Сатирикон"
Маргарита Крымская - актриса Московской студии "Открытый театр"
Алексей Мокрецкий - актер С.-Петербургского театра "Эксперимент"
Ярослав Здоров - артист театра-кабаре "Семь пятниц"
Александр Малов - актер Московского театра "Сфера"
Сергей Маховиков - актер, работающий по контрактам в С.-Петербургских театрах
Анатолий Устинов - актер Новгородского драматического театра
Татьяна Кабанова - актриса и художественный руководитель С.-Петербургского театра-студии "Попугай Флобер"