02sa06sa05sa03sa04sa

 

  01sa

 

 

 

 

"Сергей Маховиков. Игра по-честному"

 

Сергей Маховиков исполняет роли сильных, мужественных и волевых людей. Верных чести и долгу. Способных брать на себя ответственность, принимать непростые решения, защищать родных и близких. Таких людей, как секретный агент ФСБ с псевдонимом «Слепой», старший оперуполномоченный Рюмин, сыщик МУРа Гуров, старшина Филиппов, шахтер Федор Громов, герой-фронтовик Михаил Говоров, и многих других. А каков актер за пределами съемочной площадки? Что за человек Сергей Маховиков?

Уже через несколько минут общения с Сергеем я отчетливо понимаю: он совершенно такой же, как и большинство сыгранных им серьезных и положительных героев. Хотя сам он открещивается от этого:

Нет, ну что вы! Я разный. Вот сейчас я играю в спектакле «Распахни окно любви». Это комедия! Люди приходят на спектакль, но первые десять минут они не понимают, что происходит: вместо того чтобы бегать с автоматом или пистолетом, этот человек смешит их!

И все же заметно, что Сергею ближе тот образ, который он воплощает в большинстве своих фильмов.

Многое в персонажах моих фильмов соответствует мне, подтверждает актер. За свою жизнь я накопил большой опыт и горжусь им. Он помогает мне делать моих персонажей естественными, настоящими. И речь не только о событиях из моей собственной жизни, но и о многих людях, которые встречались на моем пути. Я видел настоящих героев в горячих точках, готовых отдать жизнь за своих товарищей. Мои близкие друзья до сих пор воюют и защищают Родину. И когда я играю «военную» роль, я про них рассказываю. И про моего дядю, который погиб в 1945 году и лежит в земле во Франкфурте-на-Одере, и про моих дедов, и про все то поколение, которое воевало в Великую Отечественную. Взять, к примеру, старшину Филиппова из «Наркомовского обоза». Это же не я! Но на самом деле и я тоже. Это мое восприятие поколения тех людей. Я горжусь ими и хочу рассказать о них!

А я тем временем расскажу о творческом пути самого Сергея Маховикова. Его автобиография начинается словами «Я родился в Советском Союзе при дворе Его императорского величества». Так он обозначает город Павловск, пригород Санкт-Петербурга (Ленинграда), где расположен знаменитый Павловский дворец, и время - 1963 год. Мама Сергея была врачом-логопедом, отец рабочим-строителем и шофером. Будущий актер с юности интересовался театром, но совершенно не мечтал о театральной или кинематографической карьере. Об этом говорит и выбор им вуза. После окончания школы он поступил в ВВМКУ им. М.В. Фрунзе на штурманский факультет. Однако ему не суждено было стать офицером: вскоре он перевелся в Военно-механический институт на отделение «Ракеты», где он окончил первый курс, перешел на второй, сдал экзамены по сопромату и физике, а потом… отчислился и поступил на актерский факультет в Санкт-Петербургский (Ленинградский) институт театра, музыки и кино (ЛГИТМиК). Как же получилось, что начинающий инженер решил все бросить и пойти в актеры?

Я сам часто анализирую, как же это произошло? Как судьба меня к этому привела? - рассказывает Сергей. Ведь мои родители не были артистами… Но я всегда увлекался театром. Постепенно он затягивал меня все больше и больше. Внутри долго тлело и вдруг заполыхало! Я увидел на сцене Алису Бруновну Фрейндлих и понял: все, я не могу без театра. Ее творчество оказало на меня сильное влияние. Как и творчество других актеров Театра им. Ленсовета - Владимирова, Равиковича и, конечно же, Боярского. Интересно, что моя первая большая драматическая роль Виктор Туманский в спектакле «Машенька». А одну из главных ролей в нем играл Бруно Артурович Фрейндлих, отец Алисы Бруновны, которая повлияла на мое решение идти в актеры. Вроде бы случайность, но на самом деле нет, совсем не случайность, это знаковое событие.

Обучение актерской профессии давалось Маховикову легко. Параллельно он изучал режиссуру. Уже со второго курса института он начал участвовать в постановках на сцене знаменитого Академического театра драмы им. А.С. Пушкина (Александринского), руководителем которого был народный артист СССР И.О. Горбачев. После окончания института Сергей работал актером и режиссером в нескольких театрах, в числе которых Санкт-петербургский театр «Приют комедиантов», а также легендарный МХАТ им. А.П. Чехова. Еще во времена студенческой жизни Маховиков принял решение учиться снимать кино и со временем смог его осуществить. Постепенно он погрузился в кинотелевизионную жизнь и как актер, и как режиссер.

Первая его роль в кино в фильме Евгения Гинзбурга «Простодушный» (1994) по одноименной повести Вольтера, где он перевоплотился в индейца-гурона.

Я начал свою кинокарьеру с индейца. Как и полагается несостоявшемуся офицеру, смеется Сергей.

В фильме индеец совершает подвиги ради любимой: они стали первыми в большой череде подвигов, совершенных персонажами в исполнении Маховикова. Дебют актера в кино широкая публика не заметила, но уже после следующего фильма с его участием «Золотое дно», где он исполнил роль отважного золотоискателя по прозвищу Каленый, Сергея начали узнавать на улице.

Однажды я ехал на своих белых «Жигулях», и меня остановил гаишник. Посмотрел на меня внимательно и говорит: «Ааа, Каленый!» «Так не бывает, подумал я тогда. Откуда он меня знает?» Ведь в 90-е годы не было такого проката, как сейчас. А он меня узнал. Это было очень неожиданно!

Настоящая известность пришла к Сергею Маховикову после выхода на телевизионные экраны сериала «Слепой», где он выступил в качестве актера и режиссера. Секретный агент Глеб с псевдонимом Слепой, сильный и смелый человек с четкими принципами, герой-одиночка, противопоставивший себя нечистым на руку высшим офицерам спецслужб, пришелся по душе зрителям. Актера начали узнавать везде, где бы он ни оказался. Сюжетные линии «Слепого» начали воспроизводить в других отечественных фильмах, появившихся вскоре после него. Копировать пытались и харизматичный внешний облик героя, манеру одеваться, речь. Однако, если бы не воля случая, судьба фильма могла сложиться совсем по-другому.

Образ Слепого был для меня родным, вспоминает Сергей. Я понимал, какое крутое кино мы сделали. Но в картину мало кто верил, и она долго лежала на полке. Лишь каким-то чудом ее выпустили на экран.

Еще одной знаковой ролью актера, получившей большой отклик у зрителей, стал образ Михаила Говорова из сериала «Дом с лилиями».

Сергей Маховиков снялся в более чем 40 фильмах и выступил режиссером нескольких картин, в том числе полнометражной ленты «Тихая застава», основанной на реальных событиях.

Фильм рассказывает про тяжелый бой пограничников на заставе Московского погранотряда в Республике Таджикистан с боевиками, пытавшимися прорваться на территорию этой страны. Сергей очень гордится этим фильмом как предельно честным рассказом о войне. А в нем и не могло быть фальши, ведь Сергей Маховиков знает о войне не понаслышке. Он ветеран боевых действий во многих горячих точках, куда он приезжал добровольцем. Что побудило его впервые поехать туда?

Если ты видишь настоящую беду и чувствуешь необходимость помочь, ты не можешь стоять в стороне, объясняет Сергей. Я знал, что надо ехать туда помочь нашим ребятам. Я думал: «Как это так - они сейчас отдают свою жизнь, а я сижу здесь и ничего не делаю». Я так не мог. Хотел хоть чем-то помочь. Собрался и поехал. Участвовал в боевых действиях. Конечно, там было страшно, порой до холодного пота: не страшно только дуракам. Но по-другому я не мог.

И по сей день Сергей не остается равнодушным к страданиям людей, в чей дом постучалась война, и к тяжелой работе солдат, находящихся в горячих точках.

Легко заметить, что тема Родины важнейшая и в жизни, и в творчестве Сергея Маховикова. Поэтому я не мог не спросить у актера о том, что для него значит патриотизм?

Это любовь к своей стране, народу и к нашей многовековой культуре, отвечает Сергей. Любовь к родителям и к отчему дому. И она не приходит сама по себе. Надо учить любить Родину, маму. Многие либеральные деятели, которые считают, что человеку нельзя ничего навязывать, ехидно смеются надо мной: «Ха-ха! Как можно научить любить маму?» Я им отвечаю: «Можно! И нужно! Так же, как нужно учить любить нашу культуру. Все наши великие творцы учили этому Пушкин, Достоевский, Есенин, Булгаков, Высоцкий и многие другие. Вы с ними спорьте, надо ли учить!» Вот это очень важно передавать знание от поколения к поколению. Но и этого мало Родину надо чувствовать. Любовь к ней должна идти от сердца, от души. Если ты не сопереживаешь Суворову, когда он с русской армией через Альпы лезет, о каком патриотизме можно тогда говорить? Когда я читаю Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», у меня комок к горлу подступает, и я пережидаю, прежде чем читать дальше. Потому что у меня все эти дороги перед глазами предстают. Я через сердце все это пропускаю.

В последнее время появляется много военно-исторических фильмов, значительная часть которых посвящена Великой Отечественной войне. С этой темой связаны и многие киноработы Сергея Маховикова. Актер уверен, что фильмы, рассказывающие об этой великой войне, вносят большой вклад в воспитание патриотизма у молодежи. Однако, по его мнению, все далеко не так радужно, как хотелось бы.

Кино оказывает мощнейшее воспитательное воздействие, поясняет Сергей. Но это понимают и люди, снимающие такие фильмы, как «Сволочи», которые искажают факты и подталкивают не к патриотизму и любви к Родине, а к грязным помыслам. К обратному эффекту приводят и фильмы, где война показана в виде красивых «клубничных» картинок, совершенно далеких от правды. Ведь на войне все было жестко, зачем навязывать эту фальшь? Безусловно, кино должно рассказывать о том времени, о тех людях. Но зрителям нужна правда, настоящие эмоции, чтобы они по-настоящему сопереживали героям. Для этого правда должна быть внутри тех, кто делает такое кино. И когда эта честность подкреплена актерским профессионализмом, получается отличный результат. Когда на экраны выходит действительно хороший фильм о войне, с хорошим режиссером и хорошими актерами это же кайф!

В беседе с Сергеем Маховиковым не возникает никаких сомнений, что он полностью соответствует образу настоящего мужчины. Осталось выяснить лишь один важный нюанс: умеет ли он работать руками и, в частности, пользоваться электроинструментом?

Ну о чем вы говорите?! - восклицает Сергей. Конечно, умею! У меня же отец был строителем, он учил меня работать руками. Когда я подрос, стал помогать по хозяйству. А жили мы в частном доме, и мои дедушка с бабушкой тоже жили в частном доме. Поэтому постоянно надо было что-то соорудить, что-то починить. Тогда ведь не было специализированных строительных бригад, как сейчас. Приходилось все делать своими руками. Многому я научился в кружке авиамоделирования в Доме пионеров в Павловске. Кстати, первое свое радио я спаял сам. А дальше работа лаборантом на кафедре «Теория устройства кораблей» в Военно-морском командном училище, где я столкнулся с совершенно другим уровнем построения моделей: мы разрабатывали подводные лодки. Это дало мне опыт профессиональной инженерии. Ну а затем первый ремонт в своей квартире лет двадцать назад, который я сделал полностью самостоятельно. Возведение перегородок, заливка стяжки, оштукатуривание и шпаклевание, укладка плитки, проводка и прочее, и прочее все своими руками.

Сергей Маховиков живет с женой Ларисой и дочкой Александрой в загородном доме, расположенном в Подмосковье. Актер увлеченно рассказывает о том, как строил его. В отличие от многих, кто переложил этот процесс на плечи прораба, Сергей активно участвовал во всех этапах создания дома и многое в нем сделал также своими руками.

Как человек, который сам строит дом, я прежде всего досконально изучил все строительные вопросы в Интернете, расспросил обо всем друзей и знакомых, являющихся профессионалами в строительной сфере, рассказывает Сергей. И только после этого приступил к делу. Контролировал все процессы и во многих участвовал сам заливал фундамент, укладывал кирпичи, много всего по мелочи выполнил при отделке.

Конечно же Сергей Маховиков уверенно обращается с электроинструментом. Он один из многочисленных поклонников российской марки «ИНТЕРСКОЛ». В частности, незаменимым помощником в домашнем хозяйстве актера является аккумуляторная дрель-шуруповерт ДА?10/12М3, которая приглянулась ему больше остальных моделей серии М3 отечественного производства. Кроме того, моему собеседнику приходилось держать в руках ударную дрель ДУ?13/750Т, цепную пилу ПЦ-16/2000Т, перфораторы П-24/700ЭР-2 и П-28/800ЭВ (абсолютная новинка вертикальной компоновки с эффективной системой гашения вибрации), угловую шлифовальную машину УШМ-22/230 и другой российский электроинструмент марки «ИНТЕРСКОЛ». К тому же для загородной жизни в зимнее время актер планирует приобрести снегоуборочную машину марки «ИНТЕРСКОЛ», поскольку два его предыдущих импортных снегоуборщика оказались бракованными и быстро вышли из строя. Вполне вероятно, что ему понадобится и другое оборудование, ведь даже в новом доме периодически возникает необходимость в том или ином ремонте.

Построил дом, но регулярно нужно что-то отремонтировать, рассказывает Сергей. И если мне по силам эти ремонтные работы, обязательно выполняю их сам. Мне это доставляет удовольствие. Когда я строил дом, постоянно наблюдал, как делаются те или иные вещи. Так что теперь могу выполнить самостоятельно огромное множество операций, вплоть до укладки брусчатки. Я настолько дотошный и настолько много всего изучил за время строительства, что могу сказать: если у меня не будет работы в кино или на телевидении, то я легко смогу работать прорабом!

Разговор с этим волевым, открытым и искренним человеком производит действительно сильное впечатление. Во всяком случае, лично я еще раз убедился: пока на съемочной площадке есть такие люди, которые умеют честно играть отведенные роли, видеть происходящее глазами своих героев, сливаться с ними воедино и даже думать, как они, в прокате будут появляться по-настоящему сильные кинокартины, вызывающие не компьютерные, а реальные, жизненные, искренние эмоции.

 

 

автор: Александр Левенко

фото: Олег Паршин

 

 

 

*  *  *