Сергей Маховиков: "Не я похож на моих героев, а они похожи на меня"



  посмотреть статью в pdf »



Сергей Маховиков   "Первого сентября семидесятого года я пошел в школу. На первом уроке учительница спросила, кто кем хочет стать. Все дети как дети: врачом, космонавтом, шофером, учительницей. Я же встал и, красный от волнения, отрапортовал: "Я хочу быть Юрием Никулиным!" Почему так сказал - внятно объяснить не смогу, никогда в детстве не мечтал стать артистом…"

   Сергей Маховиков с ранних лет грезил службой офицера-подводника. Поколение той поры росло и воспитывалось в государстве, где уважение к человеку в погонах прививалось с детства и каждый второй мальчуган мечтал стать танкистом или летчиком. Сергей серьезно занимался борьбой, гимнастикой, туризмом, учился в музыкальной школе, создал джазовый ансамбль. После окончания средней школы поступил на штурманский факультет Высшего военно-морского командного училища имени М.В.Фрунзе, но вскоре перевелся на ракетное отделение Военно-механического института: привлекла более романтичная космонавтика, захотел стать бортинженером. Он уже представлял себя "уносящимся в космическую даль", когда случай привел его в Театр Ленсовета на "Варшавскую мелодию" с Алисой Бруновной Фрейндлих в главной роли. Мир театра завораживал. Забрав документы из военмеха, Маховиков поступил в Ленинградский Государственный институт театра, музыки и кино имени Н.Черкасова.

   "Годы молодые были для меня временем поиска жизненного пути… Я готовился к трудному и долгому штурму театрального института, но поступил сразу и на удивление легко…"

   Его призванием стал театр. Будучи студентом второго курса, Маховиков уже играл на сцене знаменитой питерской Александрин-ки, но творческой натуре не хватало пространства. Сергей Маховиков организовал театр-студию с блоковским названием "Двенадцать", сделал афишный спектакль, поступил в киношколу Александра Сокурова и… уехал на Дальний Восток, в Хабаровский краевой театр драмы. За полтора года Сергей Маховиков сыграл в одиннадцати премьерах - его популярность была необыкновенна. В это же время он активно писал стихи и песни. Победа в дальневосточном конкурсе авторской песни не стала неожиданностью, и Сергей решил участвовать в 1-м Международном фестивале актерской песни имени Андрея Миронова в Москве. Не питая ни малейших надежд на победу, Сергей Маховиков завоевал в столице Гран-при. На артиста обратил внимание режиссер Евгений Гинзбург и пригласил на главную роль в фильме "Простодушный". Сказочная история Гинзбурга удалась на славу - это был очередной поворот в жизни актера. Но судьба распорядилась иначе. Черной полосой стал для артиста недуг, который приковал бы его к инвалидной коляске. Требовалось срочное хирургическое вмешательство… Но от операции Сергей отказался, стать калекой тоже не захотел.

   "Умереть завтра? Меня так просто не возьмешь… Это было абсолютно явное внутреннее Куликово поле. Я бросил всем вызов. Я был действительно тяжело болен. Но стал бороться за жизнь путем самоистязания. Какое-то время вообще ничего не ел. Сначала пил одну воду, потом маленькими порциями соки. Я сильно потерял в весе: был красивым накачанным молодым человеком, а стал будто высохший йог… Зато моя душа жила совершенно другими категориями и интересами - ясными, цельными, незамутненными. Когда стало понятно, что я выздоравливаю и скоро вернется привычная жизнь, работа, съемки, я даже ощутил некоторое сожаление, в том смысле, что уже не удастся удержать и сохранить ту чистоту ума и сердца…"…

   Из поединка с болезнью он вышел победителем. За черной полосой непременно должна следовать белая. Но судьба не баловала: закончилась борьба за жизнь - началась борьба за выживание. Сергей не чурался никакой работы: "бомбил" на машине, работал грузчиком, занимался со студентами, преподавал в частных школах, делал шоу-программы в клубах, записывал пластинку, музыку для телевидения, монтировал телепередачи. Если долгое время не появляешься на телеэкране, тебя забывают. Киноактера не узнавали на улице, автограф не просили. И вновь восторжествовал его величество случай - в 2004 году канал РТР показал сериал "Сармат", который заново открыл Сергея Маховикова. Роль Вадима Савелова, офицера спецподразделения, вернула ему популярность. Диапазон артистизма и перевоплощения у Сергея очень широк: от комедийно-фарсовой роли в фильме "Простодушный" до трагической - Федора в сериале "Громовы". И все-таки его амплуа - человек в погонах. Образ мужественного и обаятельного офицера, защищающего мир от несправедливости и зла, закрепился за Сергеем. После съемок в "Сармате" - главная роль в сериале "Слепой". Сергею предлагали несколько сценариев, но ради "Слепого" он отказался от других. Его киногерой Глеб Сиверов, агент спецслужбы с псевдонимом "Слепой", для людей военных - свой человек. Недавно на экраны вышла двухсерийная кинолента "Белая стрела" - о секретном подразделении правоохранительных органов, начавшем борьбу с бандитским вооруженным беспределом. "Инструктор", "Тайная стража", "Граф Крестовский", "Ноль-седьмой меняет курс", "Мы из будущего", "Белая стрела", "Никто, кроме нас", "Громовы", "Платина" - благодаря блестяще сыгранным ролям Сергей Маховиков становится узнаваемым и востребованным. Позитивные роли близки ему, помогают сконцентрироваться на главном в жизни. Но быть патриотом трудно. Патриотизм для Сергея означает и то, что человек не может пройти мимо беды ближнего.

   "Традиции - это не сохранение пепла, а поддержание огня. Поэтому я буду и впредь стараться играть тех героев, которые защищают человеческие ценности".

   Сергей - талантливый киноактер, режиссер и известный автор-исполнитель. Военная тема присутствует в песнях, которые Маховиков сочиняет и поет сам. Авторские песни в его исполнении звучат в фильмах "Золотое дно", "Слепой", "Инструктор", "Ловец", "Платина".

   "Музыка меня спасает в актерской профессии. Я нашел собственный путь спасения в музыке".


   Сегодня стало модным снимать фильмы о войне в Афганистане, Чечне, других "горячих точках". Однако некоторые кинематографисты даже не представляют, что там происходило на самом деле: не были сами, с участниками событий не общались, к помощи консультантов не прибегали. Такие режиссеры и их спонсоры делают из войны некий гламур. Им невдомек, что война - не увлекательное приключение и не легкий боевик, а кровь, пот, боль утрат. Сергей Маховиков, сотрудничая с Фондом ветеранов боевых действий "Рокада" и Международным общественным фондом "Правопорядок-Центр", в составе делегаций неоднократно бывал у пограничников и военнослужащих спецподразделений силовых ведомств в Абхазии, Дагестане, Ингушетии, Таджикистане, Северной Осетии и Чечне. Это помогло ему понять, а потом и сыграть героев, находящихся на службе у государства. Посещение пограничных подразделений способствовало созданию достоверного образа начальника погранзаставы майора Богодухова в фильме "Никто, кроме нас", рассказывающем о малоизвестной войне в Таджикистане, непосредственными участниками которой оказались российские солдаты и офицеры. Примечательно, что консультантом в работе над ролью выступил активный участник тех событий Виктор Богодухов.

   "Теперь мне ясно: на южных рубежах нашей Родины служат настоящие му-жи-ки! На границе я увидел солдат и офицеров, подкованных во всех отношениях, воспитанных, интеллигентных, добросовестно несущих службу. Другими словами - патриотов страны нашей. Они не бахвалятся, мол, мы здесь, а вы - там. Они, каждый на своем участке, делают свою работу, выполняют святое дело - защищают Родину…"


   К ролям Сергей относится как к продолжению своей собственной жизни. Каждая новая роль - это и необходимость, и неизбежность. Это и великий дар, ниспосланный свыше, и великий труд.

   "По сути, не я похож на моих героев, а они похожи на меня. Поэтому я так избирателен в ролях. Ведь жить в гармонии с самим собой - это счастье, иногда кратковременное…"


автор: подполковник С.Пронюшкин
(фото автора)