Сергей Маховиков: "Зависть или ненависть уничтожают творчество"
В гостях у журнала «Полиция России» заслуженный артист Российской Федерации Сергей Маховиков.
- Сергей Анатольевич, читаю отзыв: «Коренной ленинградец! Отличный актер и Человек с большой буквы! Если на экране Сергей Маховиков – значит, фильм настоящий!» Как вы выбираете, в каких ролях сниматься, а в каких нет?
- Спасибо зрителям за добрые слова. Я благодарен судьбе, что она не оставила меня без хорошего кино, интересных сценических работ. Роли отбираются иногда чутьем, интуицией. Но прежде всего, создание кино – это коллективный труд. Фильмы получаются, если есть хорошая команда – артисты, сценаристы, режиссеры, операторы. От профессионализма актеров тоже много зависит, они тоже соавторы. Это их кровь, их жизнь, эмоции, фактура. Вместе с тем важно подать материал, смонтировать. Иногда хорошего артиста можно подать средненько, а бывает и наоборот. Многое зависит от людей, которые создают кино. Если у них все в порядке со вкусом, с душой, сердцем – тогда фильм получается. Если вижу плохой сценарий, то сразу отказываюсь. А бывает, вроде и сценарий хороший, зацепило, завертелось, но результат разочаровывает…
- Как создавался фильм «Тихая застава», где вы выступили в качестве сценариста, постановщика и режиссера?
- Я очень люблю эту картину. Она выстраданная, личностная. Всё сложилось удачно – артисты хорошие, музыка великолепная, операторская работа шикарная. Этот фильм не только о конкретной заставе. Он о самоотверженности, нашей идентичности, нашей большой стране. Это военная драма, но о любви.
Я сейчас служу в Институте современного искусства на кафедре актёрского мастерства, и всё время говорю своим студентам: «Пляшем от печки. А печка у нас – любовь. Вот от неё и будем плясать».
Чувство зависти или ненависти уничтожает искусство. С таким чувством лучше не выходить к людям. Может, поэтому и возникает интерес у зрителя: он чувствует – все идет от любви. Поэтому и мне легко делиться философскими размышлениями, взглядом на жизнь. Хочется, чтобы и с тобой поделились, поговорили, как жить дальше. Мы же все попадаем в такие ситуации, когда руки опускаются, и сил вроде бы нет. И где черпать эти силы, энергию? Черпается все из творчества, из любви. Когда со светом в сердце, тогда и жить легче.
- Откуда у вас такое отношение к жизни?
- Детство было яркое. Это и теплота, и нежность материнская, и наши дворы, песни, гитары, спорт, путешествия, самостоятельность. Вспоминаю время, когда тебя сажали в поезд, и ты трое суток ехал к бабушке и дедушке, что называется, без присмотра: у тебя билет, вещи и немного еды. Страна такая была, что мы не боялись выйти на улицу, пропадали во дворах. Это нас и воспитывало, и закаливало.
Вот почему мне нравятся картины личностного характера. Допустим, «Подранки». Потому что это про меня тоже. Да, я не ребенок войны, но все мы корнями из нашего прошлого. Мои родители – дети военного времени. И все ощущения, их характер, отношение к жизни, хлебу, работе, учебе, как тетрадки сложить на столе, как картошку сажать, - всё это впитано с детства.
- В кино вы сделали головокружительную карьеру – от простого оперативника дослужились до генерала милиции. Есть ли особенность в подходах к ролям?
- Я кожей чувствовал колоссальную ответственность, играя своих персонажей. Люблю фильмы, которые качественно сделаны и не поддаются клише. Как у нас любят: если милиционер – то продажный, если политрук – то не слишком умный. И милиционеров, и политруков я в своей жизни играл. И они все у меня личности. Как Высоцкий написал про поэтов, что те «ходят пятками по лезвию ножа и режут в кровь свои босые души», то же могу сказать и про своих героев – военных, солдат правопорядка. Про сыщика Гурова, оперативника Рюмина и Бекешева из «Белой стрелы». И главное – это русские офицеры, по духу мощные, которые стойко переносят боль и стресс, когда надо и стихи прочтут, и по морде дадут, и выпить смогут, и защитить. Это интереснейшие характеры, а благодаря экрану их каждодневная рутинная работа становится людям интересна. Почему часто обращается литература, кино, телевидение к теме правопорядка? Вот они, конкретные ребята – полицейские, оперативники, следователи. Чтобы вычислить своего противника, необходимо понять его тактику – нужны и психология, и логика. Поэтому они и артисты, и режиссеры… И это интересно тем, кто ищет яркие характеры.
Что касается генеральских погон, то, чтобы их носить, нужно пройти огонь, воду и медные трубы. Кто-то проходит через эти испытания и поднимается выше. А кто-то не проходит… Хотя я до сих пор, разговаривая со сценаристами, режиссёрами, говорю: «Послушайте, я еще майора могу сыграть. Зачем вы меня уже в генералы записали?!» (улыбается).
- Почему военная тема так близка вам?
- С творческой точки зрения – потому что это жизнь на грани. Для человека, воспитанного в нашей культуре, - это нечто родное, личностное. Хочется вернуться в прошлое, понять, почему наши деды были настолько сильны духом своим, что смогли победить, когда победить вроде было невозможно. Задаёшься вопросом: где же эта грань подвига, почему люди без тени сомнения отдавали свою жизнь за други своя, за Родину, за семью? Меня это потрясает до сих пор. И хочется об этом говорить.
У меня много друзей из правоохранительных структур. Знаю, как им тяжело! Каждый день столкновение с уродством, нелюдями. Нам, артистам, легче. Мы проживаем это только на сцене, в кино. Но мы поэтому и работаем искренне, чтобы люди в погонах понимали, что не зря свою службу несут. Не зря! Потому что нам без них невозможно. А им без нас.
- Во время Великой Отечественной войны артисты выступали перед ранеными, перед боем, поднимали боевой дух. Вы – наш современник – тоже берёте гитару и даёте концерты в горячих точках…
- В годы войны артисты, музыканты были для фашистов врагами номер один. Гитлер своим приказом распорядился их в плен не брать, расстреливать на месте. Потому что если сломлен дух – армии нет. А если дух не сломлен, то никакие «тигры» и «мессершмитты» врагу не помогут. Невозможно стоять в стороне и думать: «Это не моя история». История не пройдёт мимо, всё равно каким-то боком тебя захватит. И тогда ты должен будешь сделать свой выбор. Поэтому артисты всегда выступали и в частях, и на передовой. И в наше время, начиная с конфликтов развала Советского Союза, так или иначе, поддерживали свою страну. Горжусь, что не отсиделся в это время в клубах и ресторанчиках.
Были и Таджикистан, и Кавказ, и Донбасс. После 15-й командировки в Сирию перестал считать, сколько раз туда ездил. И не только на авиабазу Хмеймим.
Вспоминаю, когда давал самый первый концерт в освобождённом Дебальцево на Пасху. Привёз целую машину шоколадных конфет и игрушек. Моя дочь была ещё маленькая, спрашивала о детях, к которым я еду. Объяснил ей: их бомбят, в них стреляют, еду туда помочь. Она собрала свои любимые игрушки и сказала: «Папа, передай, пожалуйста, детям от меня». В Дебальцево в храме нас встретил батюшка и сказал: «Господи, какое будет счастье бедным детишкам, которые забыли вкус шоколадных конфет. Я им на Пасху раздам». А в это время принесли генератор, колонки, сколотили импровизированную сцену, и прямо в центре города я начал петь военные песни: «Тёмная ночь», «День Победы». Картина была потрясающая: совершенно пустой, разгромленный, дымящийся город, и отовсюду осторожно стали подходить люди. Чумазые дети выходили из подвалов, как из окопов. Минут за 15-20 площадь практически стала полной.
В Горловке у меня был концерт под обстрелом. Я понимал прекрасно, что это не учебные стрельбы. Но никто из жителей не ушёл. Да, понимали, что если сейчас проведут корректировку огня, то придётся прятаться в бомбоубежище. Но никакой паники не было. Наоборот – просили продолжить: «Пожалуйста, ну ещё хотя бы пару-тройку песен. Нам это так важно!»
Помочь им не сломаться, не очерстветь, не озвереть – это в наших силах. Дети должны быть воспитаны не в страхе. Я помню в город Кировск, в 2014-м привезли ёлку, новогодние подарки, мандарины. И Новый год там у детей был. Дед Мороз и Снегурочка водили с ними хороводы вокруг ёлки, пели. Я петь не мог. Меня душили слёзы. Только играл на гитаре. А когда дети запели хором «С чего начинается Родина», весь зал встал. Это прозвучало как настоящий гимн.
Во время поездок судьба свела меня с ребятами из фонда «Правопорядок». Мы очень тесно сотрудничали с Сергеем Говорухиным, с его Фондом ветеранов и инвалидов вооруженных конфликтов «Рокада». В Кировске помогали восстанавливать разбомбленные детские сады, гимназию, Дом милосердия. В соседние поселки прислали несколько оборудованных машин скорой помощи, а ещё асфальтоукладчики, потому что дороги все разбиты. Чтобы жизнь продолжалась.
- Выступления в госпиталях – это тоже по велению души?
- Госпитали – это болевые точки войны, её шрамы. Изувеченные, покалеченные люди – беззащитные существа. Я не оговорился, именно существа, в которые нужно вдыхать душу, нести свет, чтобы просыпалось желание к жизни.
Мы не раз ездили с актрисой Натальей Дрожжиной и «Звёздным десантом» в военные госпитали. И не просто с концертами. Старались помогать. Как-то на благотворительном вечере были вместе с Любовью Родионовой - мамой нашего воина-мученика Евгения Родионова. Встретили парня, потерявшего ноги. Он рассказал, что научился ходить на костылях и едет домой в Оренбург. Любовь Васильевна говорит: «Как ему помочь? Такие травмы! Как ему жить? Была бы у него какая-нибудь машина, мог бы таксистом работать…» Переслал ему в подарок «Жигули». Прошло много лет… В этом году выступал в Оренбурге, давал свой спектакль «От Пушкина до Высоцкого». Вдруг после спектакля на сцену выходит незнакомая женщина и просит микрофон: «Я пришла специально с семьей. Хочу об этом рассказать всему залу и поклониться в пояс…» - и кланяется до земли. Я, не понимая в чём дело, пытаюсь перевести всё в шутку. А она продолжает: «Этот человек спас нашу семью, потому что подарил нам машину. И наш мальчик, который вернулся с войны без ног, ездил на этой машине. У него была работа». Представляете? После стольких лет я встретился с этой семьёй! Это было настолько вдохновенно и для меня, и для людей, которые присутствовали в зале. Вот для чего это всё! Люди начинают верить в добро. Всё просто: помоги тому, кому сейчас плохо. И всё начинает наполняться настоящей жизненной энергией. Собственно говоря, в этом и состоит смысл жизни…
Беседу вела Елена ШЕРШЕНЬ
Фото из личного архива Сергея МАХОВИКОВА