(ОПУБЛИКОВАНО: ОКТЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2009 ГОДА)


Сергей Маховиков о съемках сериала "Платина-2"
(сентябрь- октябрь 2008 года)


- Сергей, расскажите, пожалуйста, немного о самом сериале? Что общего между первой и второй частью?

- "Платина 2" - фильм-приключение, детективный боевик. Но в этой части от первой осталось самое главное - дружба, взаимовыручка людей, которые попадают в сложные неординарные ситуации и пытаются выйти из них с честью, не потеряв достоинства.

- Ваш герой как-то изменился?

- Конечно же, произошли изменения в его внутренней жизни. Внешне мы постарались его не менять сильно. Потому что на наш общеколлективный взгляд в прошлый раз был достаточно точно найден образ - с этой пластикой, с короткой стрижкой. У нас нет аргументации и причин чтобы резко его изменить. А внутренняя жизнь - насыщается другими обстоятельствами и взглядами на происходящее.

- А что нового появилось?

- Понимаете, новые персонажи, новые встречи, новые условия жизни, они все-равно меняют человека - любого человека. Гриневский попытался уехать подальше от жизни, поселиться в лесу - значит у него есть какие-то позывы к одиночеству, спокойствию. Не каждый ищет спокойствия в одиночестве. А мой персонаж попытался найти его там, где нет людей. Это не значит, что он озлоблен - потому что мы наоборот ищем некий просветленные моменты у человека, который прошел смерть своих близких людей и свою собственную душевную и, может быть, даже клиническую смерть. Ведь выжить с теми ранениями, которые он получил в первой "Платине" - это как минимум одна клиническая смерть. Поэтому мне, как актеру, после того как мы "убили" этого персонажа, было интересно понять - что же с человеком происходит, когда он воскресает в реальной жизни. Не в литературе, не в кино - а в реальной жизни. Меня интересовало именно это.

- Сложно было "воскресать"?

- Очень сложно делать продолжение, когда было настолько сильное начало. Хотя, технически возможности продолжения продюсерами в первом фильме были заложены - моего героя не вывезли вперед ногами, а повезли не накрытым простыней, показав тем самым, что он пока что жив, и его погрузили в скорую помощь, и повезли с включенными мигалками. Так продюсеры получили возможность снять продолжение, и зритель не увидел смерти моего героя. Осталась некая надежда.

- Для второй части "Платины" созданы шикарные декорации. Их абсолютная достоверность как-то помогает вам вжиться в обстановку, в образ?

- Очень помогает. И в прошлой "Платине" художники во главе с замечательным Германом Зарянкиным строили прекрасные декорации. В этом году они объездили всю Карелию, собирали эти старинные шкафы, полки и даже дома - дома, которые они разобрали для постройки декораций - живые, и все что в них: вилки, ложки, котелки, патефон, рамки для фотографий - все это живое, настоящее, с прошлым! У каких бабушек и дедушек они это отыскали - не знаю.
   Мы начинали снимать в комнате, а я потом прошелся по всему дому - и думаю: "Ёлки-палки! Ведь в каждом уголочке сарая, или бани, или подпола все сделано бережно. Каждый предмет говорит о том, что здесь жил пожилой человек, у которого была семья, и даже была внучка, но они погибли. Когда рядом с тобой люди создают такую фактуру, это, конечно, помогает работать достоверно. Когда входишь в помещение, хотелось бы войти не в мертвый павильон, где быстро "колбасят" - а здесь половички скрипят, стулья - старые, подстаканники - СССР, еще из того времени и государства, ложечка алюминиевая - оттуда же. Это та самая достоверность, если мы говорим о кино, как искусстве, достоверность погружения в материал, а не прыганье по верхушкам. Мы много снимаем и на природе - она сама по себе достоверна.

- Что больше всего запомнилось на съемках?

- Пока не могу сказать. Сейчас это пока поток съемочной жизни, сложно что-то выделить. Лично для меня приятной неожиданностью стала встреча на съемочной площадке с актерами, с которыми я не ожидал здесь увидеться - с Вадимом Андреевым, и с Сашей Башировым, и вообще со всей мужской компанией. Тут прекрасная гвардия собралась. Смотришь на них и понимаешь, что нормальный такой спецназ у нас получился, и мы пойдем в атаку достаточно подготовленные.

- Самый яркий эпизод этого фильма на ваш взгляд?

- Для меня иногда важны очень простые и неяркие внешне эпизоды. Мне тепло на сердце от сцены с Савильичем (которого играет Геннадий Юхтин). Во-первых, приятно само знакомство с актером, которого знаешь с детства по огромному количеству картин. Мы с ним сыграли сцену в доме на кордоне, когда они - старый егерь, и егерь молодой, только что присланный сюда, едят приготовленную Савельичем уху и разговаривают "кто есть кто". Такая маленькая коротенькая сцена, но она для меня пока самая теплая, самая точная из всего, что мы отсняли. Она, казалось бы, и неяркая, без стрельбы, пальбы, драк. Наверное, местные жители, приходящие посмотреть на съемки, сказали бы - ну и чего, сидят два актера за столом, разговаривают - фу, как скучно! Но мне она дорога больше всех.
   Еще была сцена с Карташом - когда я его из реки вытаскивал. Пришлось купаться. Хотя за двадцать лет съемок в военных мужских фильмах уже набегался, настрелялся, накупался в холодной воде - уже чего только не было.

- А уха-то была в сцене с Савельичем - настоящая?

- Да! Наши художники познакомились с настоящим местным егерем. И он их рыбкой угостил. Ребята сварили настоящую уху! Вот она, та самая достоверность! Мы уже играли один раз, когда суп из пакета изображал уху - совсем не то.

- Сергей, сериал "Платина" собирал у телеэкранов 28% мужской аудитории, а ведь эта история увлекала не только мужчин. Вы ощутили как-то эту популярность на себе?

- Кстати, я знаю, что сериал пользовался популярностью не только в России, но и за рубежом. На форум моего сайта до сих пор приходят восторженные отзывы. Мне очень радостно, что приходит столько положительных откликов, что моя работа приносит кому-то радость, удовлетворение. Значит, кому-то в этой жизни я сделал хоть что-то доброе и полезное, и жизнь прожита не зря. Отзывы приходят и из ближнего зарубежья - из Узбекистана, Казахстана, Украины; и из дальнего - Болгарии, Израиля, Америки и т. д. Мне писали болгары - не те русские, которые туда переехали, а коренные жители. Значит, как-то они там переводят наше кино, и потом старательно пишут, перемешивая русские и болгарские слова. Так что география положительного отзыва на "Платину" - земной шар.

- Ого, т. е. популярность - всемирная?

- Мне кажется "популярность" - слово не совсем подходящее. Это же не популярность, созданная "раскруткой", а настоящая, подлинная. Мы же не шоу-звезды. Т. е. конечно, звезды (смеется), но звезды, которые становятся таковыми только своей работой, а не публикациями в "желтой прессе" о скандалах и походах по гламурным вечеринкам. Я приезжаю к друзьям в армию, и понимаю, что меня там ждут как своего, что я нужен им, а они - нужны мне. Это совершенно другая известность. Я знаю, что и для кого я делаю.

- Мне кажется, все лучшее, что есть в вас, вы принесли и в своего героя.

- Всегда хочется, чтобы в фильм и режиссер, и актер привносили ту высокую ноту творчества, идеологии, добра и счастья. Может быть, у меня наступил возраст, когда хочется чтобы роли были героические, светлые, яркие, чтобы глядя на моих героев жить хотелось. И я это не скрываю.
   Очень часто отвечая на вопросы "хотели бы вы сыграть отрицательную роль" отвечаю: "Да, конечно". Потому что я знаю, что сумею ее сделать ее не однобокой, не плоской. У каждого человека есть свои положительные и отрицательные стороны, и я просто заставлю такого персонажа страдать. Да, отрицательного героя я сыграю, но никогда не буду играть подонка. Однобокий подонок - неинтересен.
   Я несу ответственность за сложившееся отношение ко мне людей. Если я сыграю предателя или арабского террориста - меня просто перестанут уважать. И я сам этого не хочу. Растоптать, разбить годами и десятилетиями складывавшийся образ - легко. Но мы ответственны перед теми ролями, которые мы уже сыграли.

- А что вы можете сказать о роли Александра Баширова? Он, как мне кажется, сыграл не совсем характерную для него роль - его часто приглашают сыграть бандитов. А в этот раз это все-таки более объемный персонаж?

- Это забавный персонаж, мне кажется, он и Саше близок. Саша сыграл роль охотника Жучка. Он такой непростой сибирский мужичок, с характером. Он и себя в обиду не даст, и имеет свои принципы.
  Фактуру Иван Бирюков умеет выписывать, он все-таки не в московской подземке родился, он - человек севера. Он вырос там, и характеры эти знает, все понимает прекрасно. Поэтому общую канву, замес такой создает на своем знании быта, знании этих мужиков.

- Бирюков ведь сам сыграл одного из своих персонажей.

- Он и выглядит замечательно, по-настоящему. Не гламурный пацан. И его присутствие на площадке нам очень помогает. Я думаю, что кино дело коллективное - актер должен принимать участие в создании своего персонажа. Хотя сценарий - первый закон и документ для кино. А последний закон - это уже мнение зрителя. Тут уж подпись ставится окончательная - "принято" или "не принято".