Сергей Маховиков: "Сила патриотизма в образовании"

В январе 2007 года в Новосибирске проходили Десятые - юбилейные - Рождественские образовательные чтения. По приглашению Высокопреосвященнейшего Тихона, архиепископа Новосибирского и Бердского, в Новосибирских Рождественских чтениях приняли участие Сергей Маховиков и Лариса Шахворостова. Сразу после приезда Сергей - между прочим, он лауреат премии ФСБ - выступил в школе милиции, а на следующий день они с Ларисой должны были прочитать доклады на секции - "Патриотическое воспитание".
"Отец Александр, - сказал он мне. - Ну, какие мы с Ларисой докладчики. Может быть, наше выступление провести в форме беседы, так сказать, разговора по душам?" Я не возражал.
Позже Сергей объяснил мне свое решение таким образом: "Когда я готовился к докладу по предложенной Вами теме "Необходимость патриотического воспитания молодежи", я вдруг понял, что патриотизм - это такой океан чувств, мыслей, желаний, глубина которого поистине неизмерима. Как я могу докладывать о том, чего сам не могу постичь? И мне захотелось вместе с залом попробовать разобраться в этом глубоком чувстве. Пусть они мне ничего не скажут, но, глядя им в глаза, ощущая их реакцию, чувствуя энергию, от них исходящую, я пойму, на правильном ли я стою пути".
Выступление его действительно было замечательным, и я не удержусь, чтобы не привести его здесь полностью.

"Очень почетно выступать на Рождественских чтениях, - признался Сергей. - Но когда мне пришло приглашение, я растерялся. Да, я верующий человек, и в этом смысле мне понятно предложение Новосибирской епархии. Но ведь я еще и светский человек, публичный человек, артист… А потом понял, что в этом русле можно и нужно выстроить диалог с залом, а именно: "Что популярный актер, кинорежиссер, представитель светского мира, исповедующий Православие, думает о судьбе государства, в частности, о патриотизме, от которого - в этом нет, и не может быть, сомнений! - зависит будущее нашего Отечества?"
Кто такой патриот? Мне понравился ответ одного молодого человека: "Тот, кто не смотря ни на что, зная обо всех проблемах в государстве, любит свою страну и не собирается ее покидать, а напротив, пытается сделать нашу жизнь хотя бы на капельку лучше, является патриотом страны. "Хотя бы на капельку"… Что это значит - "на капельку"?.. По телевидению показали доярку. Ей не платят уже много месяцев, а она продолжает работать. Ее спрашивают, почему она не увольняется, и доярка отвечает: "Да как я коров-то брошу?!" Она не думает о светлом будущем государства, о его военной мощи, она думает о коровах, которых, если она уйдет, некому будет кормить. И она не уходит. Человек отдает свои силы, свое время не ради хорошей жизни, не ради денег. Она просто не может поступить иначе, потому что чувствует свою ответственность за этих несчастных коров. Если не она, то кто? Понимаете? - Ответственность! Это тоже патриотическое чувство. Любовь к Родине - это еще не патриотизм. А вот любить Родину и чувствовать свою ответственность за все, что происходит на ТВОЕЙ земле, с ТВОИМИ людьми, искреннее желание защитить СВОЙ народ - вот это и есть, по-моему, истинный, священный патриотизм. И этот пример с дояркой, чтобы там ни говорили, является ярким свидетельством того, что патриотизм в наших людях не застыл, он живет, и проявляется на разных социальных уровнях именно в таких ситуациях: "Кто, если не я?"
Но если патриотизм жив, то зачем, спрашивается, его воспитывать? А ведь мы сегодня говорим о НЕОБХОДИМОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ. Говорят, что любовь к Родине - это все равно, что любовь к матери. Ну, как можно научить любить свою маму? Ее просто любишь… Так же, говорят, и любви к Родине невозможно научить… Я сейчас скажу страшную вещь, но постарайтесь меня понять. Может быть, и нельзя научить любить свою мать, но научить ее не любить, можно. Этому учат, к примеру, в тоталитарных сектах. Лидеры сект внушают своим адептам (используя для этого всевозможные психотехники, гипноз), что домашние их - их враги, а друзья - это они, члены секты. И дети уходят из семьи, бросают своих родителей, для которых, они, быть может, были последней опорой и надеждой… В кино я таких лидеров сект и их пособников сажаю в тюрьму или расстреливаю на месте. В жизни не так все просто. В жизни лидеры сект имеют влиятельных покровителей, с которыми щедро делятся своими баснословными доходами.
Или посмотрите, что предлагает нам современное телевидение. С экранов телевизоров на молодежь так и сыплются призывы: "Оттянись"", "Сникерсни!", "Попей пивка!" Это ли не тотальное уничтожение понимания места, в котором ты живешь, и цели, к которой должен двигаться человек разумный? Во времена моей юности призывы были иного рода. Нам говорили: учись, трудись, зарабатывай, создавай, люби Родину, служи Советскому Союзу…Учебник первого класса начинался со слов Гимна страны. Коммунисты прекрасно понимали значение патриотического воспитания в укреплении военной мощи государства. Но это хорошо понимают и те, кто не хочет духовно-нравственного процветания России. Они в штыки принимают все патриотические настроения в народе, в том числе используя для этого средства массовой информации, особенно телевидение, влияние которого на людей очень велико.
О чем говорит наше TV? Там "оборотни в погонах", там чиновники-взяточники, там банкиры-хапуги, там депутаты-бездельники. Все добрые начинания, заявления и действия патриотов поднимаются на смех, умаляются, замалчиваются, передергиваются. В результате, люди перестают верить - кому? - государству! Они не верят, что их услышат! Не верят, что их защитят! Они считают себя брошенными, ненужными.
В одном из питерских двориков была компания - девчонки-мальчишки… Но вот в их двор зачастила компания чужаков, приехавших в город из какой-то кавказской страны поработать на местном продовольственном рынке. Вели себя они по-хамски, начали лапать девчонок. Нашелся мальчишка, который сказал: "Доколе!?", собрал ребят, и чужакам дали отпор. И в результате их же и обвинили в национализме! Но позвольте! Национализм - это одна из форм проявления патриотизма. В данном случае речь могла бы идти о нацизме, но никакого проявления нацизма в действии дворовых мальчишек не было, потому что они прогнали непрошенных гостей не потому, что те "низшей" расы, а потому что те вели себя не так, как подобает себя вести в гостеприимной стране. Ребята проявили патриотизм, они прогнали со своего клочка земли обидчиков, по сути, захватчиков, а их отдали под суд! Так, кого мы хотим вырастить? Патриотов или людей, жизненный принцип которых "мое дело - сторона"?
Вот женщина с пятого ряда меня спрашивает о моем отношении к скинхедам, видимо, предполагая, что я буду и их сейчас защищать, а также о том, как я, будучи верующим человеком, мог забыть слова Священного Писания "не воздавай злом за зло"? На первую часть вопроса я отвечу так: сила национализма и патриотизма в образовании. Слово "образование" происходит от словосочетания "образ Божий". В необразованном человеке, образ Божий поврежден, искажен. Как следствие, за что бы ни взялся такой человек, все испортит, все вывернет наизнанку. Вот и скинхеды необразованны, и все эти разговоры о высших идеалах - одна болтовня. Они любят подраться и свою извращенную любовь к драке прикрывают псевдопатриотическими и псевдонационалистическими лозунгами. Уйдет с арены один их противник, они придумают себе другого, потом третьего и так до бесконечности… Но вполне возможно, что этой их духовной безграмотностью, необразованностью пользуются люди, которые заинтересованы в том, чтобы внести сумятицу в общество.
Что касается слов святого апостола Павла "не воздавай злом за зло", то, конечно, я их помню. В этих словах великая сила. Смирение изгоняет все пороки из сердца человека, и поэтому смиряться надо, но только тогда, когда речь идет лично о тебе, о твоих взаимоотношениях с окружающими тебя людьми. Когда же в твой дом приходят с мечом, и начинают глумиться над ближними, попирать их свободу и человеческое достоинство, то в том же Священном Писании сказано Господом нашим Иисусом Христом: "все, взявшие меч, мечом погибнут".
И вот мы опять пришли к необходимости образования молодежи, воспитания ее в духе священного патриотизма. Давно пора начать преподавать в школах основы православной культуры, чего страшно боятся некоторые "прогрессивно" настроенные политики, педагоги, общественные деятели. Но что может быть страшного в том, что наши дети будут изучать культуру, которую считали родной Суворов, Ушаков, Кутузов, Жуковский, Крылов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Достоевский, Алексей Толстой, Тютчев, Васнецов, Шаляпин, академик Павлов, Боткин, сотни, тысячи талантливейших людей, непревзойденных полководцев, великолепных писателей, поэтов, блестящих артистов, выдающихся ученых, врачей, инженеров - истинных патриотов, православных христиан?
Необходимы позитивные изменения на телевидении и в кино. Нужно делать больше хороших, добрых фильмов о любви. По моему глубокому убеждению, фильмы о любви - патриотические. Для меня абсолютно патриотическое кино - "Джентльмены удачи". Директор детского сада, чья жизнь всегда была связана с воспитанием детей, смог перевоспитать закоренелых преступников, которых даже тюрьма не могла исправить. Патриотическое кино и "Белое солнце пустыни", в котором, несмотря на изобилие боевых сцен, красной нитью проходит тема любви.
Вчера меня спросили, есть ли у меня роли, за которые мне стыдно? Есть. Это фильмы, сделанные с профессиональной точки зрения совсем неплохо. Но в этих фильмах нет любви, а значит они пустые.
Бог - это Любовь. Любовь в любых ее проявлениях, даже в проблесках. И как Бог - везде, так и Божественная Любовь отражается во всех сферах жизнедеятельности человека. Поэтому абсолютно все, сделанное с любовью, приносит добрые плоды. Это касается и кормления коров, и работы на заводе, в шахте, в творчестве, в педагогической деятельности - во всем. Особенно в воспитании молодежи. Давайте об этом помнить".