Сергей Маховиков: "Военных уважаю с детства"


brotheraЕго амплуа – человек в погонах. Образ мужественного и обаятельного, справедливого и сильного офицера в исполнении звезды отечественного кино Сергея Маховикова всегда вызывает стойкие положительные эмоции. Впрочем, сам талантливый актер, а по совместительству еще режиссер и популярный бард, на достигнутом останавливаться не желает. Известный зрителю по ролям в таких кинофильмах, как «Тайная стража», «Заблудившийся трамвай», «Рейнджер из атомной зоны», «Марш Турецкого», «Ловец», «Мужская работа», «Инструктор», «Сармат» и «Слепой», Сергей Маховиков полон творческих планов и востребован сегодня как никогда. Об этом, а также многом другом, прямо на съемочной площадке он рассказал нашему корреспонденту.

– Сергей, что для вас важнее всего в жизни?

 

– Семья, кино, музыка и, наверное, вера…

– А как же театр?


– С театром у меня очень много связано. Хотя бы потому, что о конкретных ролях мечтал еще тогда, когда учился в институте. А начинал я в известной на весь мир питерской Александринке, учился у народного артиста Советского Союза, Героя Социалистического Труда, замечательного человека и потрясающего актера Игоря Горбачева. И очень благодарен судьбе, что то, о чем мечтал, удалось воплотить в жизнь: образы Гамлета, Моцарта, Лопахина, Аметистова и капитана Блада оказались мне вполне по силам….

– А сегодня как относитесь к предлагаемым вам ролям?


– Интересный вопрос! Как к продолжению своей собственной жизни, наверное. Каждая новая роль – это и необходимость, и неизбежность. Это и великий дар, ниспосланный свыше, и великий труд.
По сути, не я похож на моих героев, а они похожи на меня. Поэтому, может, я несколько избирателен в ролях. Ведь жить в гармонии с самим собой – это счастье, иногда очень кратковременное. А иногда просто не имеешь на него права. Должен это благо заслужить.

– И чем, если не секрет?


– Созиданием. Мне очень нравится, как на вопрос о том, что такое счастье, ответил наш замечательный скульптор Эрнст Неизвестный: «Живу – это уже счастье. Не сижу в тюрьме – уже счастье. Не сплю на асфальте – уже счастье...»

 

brotherb

 

– Сергей, вы весьма трепетно относитесь к вопросам веры... Как отметил один из ваших друзей, отдаете себя вере целиком…


– Да, я – православный русский человек… Вот после показа сериала «Мастер и Маргарита» по нашему телевидению о творчестве Михаила Афанасьевича Булгакова пришлось услышать разное. В том числе и то, что этот роман может запутать человека, увести его от истины. Но в моей жизни именно проза Булгакова помогла обрести веру.

– И каким же образом?


– Заставила задуматься о душе. Пожалуй, любой человек время от времени пересматривает свою жизненную позицию для того, чтобы, оглянувшись назад, на свои дела и поступки, убедиться, правильный ли он выбрал путь. И позиция человека в связи с этим может корректироваться практически во всех сферах его жизни.
Так, я крестился в 25 лет в иркутском Знаменском монастыре. Причем, не отдавая дань моде, как это часто бывает, а вполне обдуманно. Конечно, большую роль сыграло и то, что мои бабушка и дедушка были глубоко верующими людьми. Они ходили в церковь, исправно исполняли утреннее и вечернее молитвенное правило для мирян. Мои мама и папа тоже крещены в православной церкви, но о том, что христиане, родители никому не говорили. Время было такое…

– И все же, Сергей, сейчас вас чаще можно увидеть в кино, чем в театре…


– В последнее время захлестнула, если можно так сказать, киношная круговерть. Хотя, если честно, есть кое-какие наметки в нескольких театрах... Вот не далее как вчера вел переговоры о возможных ролях в отдельных спектаклях.

– …И если не секрет, в каких?


– Пока не стану озвучивать предлагаемое. Скажу только, что эти роли полностью соответствуют моим ожиданиям.

– Будем с нетерпением ждать! А пока, наверное, в новом киносезоне снова будем лицезреть вас на экране?


– Безусловно! В 2007 эфирном году свет увидят несколько достаточно интересных художественных фильмов. Кстати, практически во всех я играю человека в погонах. Например, в картине «Капитанские дети» – военного врача, подполковника МЧС, в «07 меняет курс» – летчика. Кроме этого уважаемым читателям рекомендую посмотреть киноработы «Никто кроме нас», «Частный заказ», «Черные следопыты», «Экстренный вызов», «Диверсант» и «Платина».

– Известно, что на съемках фильмов вы часто самостоятельно выполняете трюки, нередко рискуя при этом жизнью и здоровьем…


– Считаю это нормальным для актера. Тем более для того, кто играет в кино настоящих мужчин, героев. Главное – понимать, что за действие через несколько секунд будешь выполнять, просчитать свои шаги и в случае необходимости быстро принять нужное решение.
Конечно, не обходится без помощи наставников – постановщиков каскадерских трюков. Например, на первом «Слепом» это был мой инструктор полковник в отставке Евгений Сокуров. На «Слепом-2» – известный российский каскадер Владимир Карпович.


– А что-то из экстремального со съемок в душу запало?


– На «Слепом-2» мне приходилось погружаться с аквалангом на глубину 15 метров. Стоял на дне Геленджикского порта, куда никогда не ступала нога человека.

– И как впечатления?


– Удивительные! Чувствуешь себя настоящим естествоиспытателем.

 

brotherc

 

 

– Расскажите о каком-нибудь из новых фильмов, где снимались…


– Давайте остановлюсь на многосерийном проекте «Платина», в котором продолжаю работать и сейчас. Я играю майора Советской армии, воина-интернационалиста, прошедшего Афган. Вопреки выпавшим на его долю испытаниям: предательству близких, «подставы» и тюремного заключения – он остается порядочным и честным человеком, не теряет офицерского достоинства.

– Сюжет не банален?


– Нисколько! Русский офицер по-другому не может и не должен. Это впитанное с молоком матери, на генном уровне заложенное в нас особое восприятие служения не власти, а стране и соотечественникам. Не случайно девиз русского офицерства: жизнь — Родине, честь – никому!

– А как вы думаете, сегодня такой образ востребован зрителем?


– Конечно. И не только старшим поколением, но и молодыми ребятами. И это более чем отрадно, когда понимаешь, что в наши дни молодежь практически самостоятельно среди всякой нравственной чепухи и шелухи ищет и находит эти ориентиры. Мое же поколение выросло и воспитано в государстве, где уважение к человеку в погонах прививалось с самого раннего детства. Если вспомним, то у нас каждый второй выпускник детского сада мечтал быть танкистом или летчиком!

– А вы в детстве военным тоже стать хотели?


– Да не просто хотел, а чуть даже не стал. Мечтал о службе офицера-подводника, после окончания средней школы поступил на штурманский факультет Высшего военно-морского командного училища имени Михаила Фрунзе, но так сложилось, что затем перевелся на ракетное отделение Военно-механического института. В то время я искал себя, пытался найти свой путь. Поэтому, наверное, и из воентеха после первого курса тоже ушел. Судьбой, призванием и дорогой в жизнь стал… театр!

– И как вы это поняли?


– Один из моих хороших друзей предложил сходить в Театр Ленсовета на «Варшавскую мелодию», где главную роль играла блистательная Алиса Фрейндлих. И здесь что-то такое со мной произошло…. Я стал ходить в театр каждый день. И так полюбил его, что поступил в питерский институт театра и кино.

– Сергей, на сегодняшний день вы не только состоявшийся киноактер и режиссер, но известный автор и исполнитель своих песен. В вашей творческой копилке несколько компакт-дисков, десятки концертов. Страсть к музыке тоже с детских лет?


– И да, и нет. Музыкой я занимался класса с восьмого. Даже организовал свой джазовый ансамбль, что подвигло меня на учебу в джазовой школе. Но это увлечение я расценивал скорее как дополнение к основным занятиям… Большое влияние на мое творчество оказал и продолжает оказывать признанный гений — Владимир Семенович Высоцкий. Бардовская песня – это то, что идет от сердца и души… Я никогда не отказываюсь спеть для своих друзей, от выступлений в госпиталях перед ранеными военнослужащими. Пою для всех, кому нравится хорошая душевная песня, кто нуждается в поддержке душевным словом. И это очень здорово, поверьте!


Беседовал Вячеслав КАЛИНИН

Фото из архива Сергея МАХОВИКОВА