24 апреля 2014 год

Телеканал: «Ностальгия»

Программа: «Рожденные в СССР»

Гость в студии: Сергей Маховиков

Ведущий: Владимир Глазунов

 

 

скачать (mp4, 1.13 гб) »

 

 

 

- Мой сегодняшний гость хотел стать штурманом дальнего плавания или изучать устройство ракет. Но мир театра увёл его совсем в другую сторону. Он смело взялся за штурвал жизни и повёл свой корабль от одного творческого достижения к другому. Он всё время играет только положительных героев, насколько я знаю. И он часто признавался, что подонков и предателей играть не интересно. Не может он их играть. Джемс Бонд российского кинематографа. Театральный стахановец, я бы сказал ещё. Актер, режиссёр, певец. Сергей Маховиков сегодня у меня в гостях в прямом эфире. Сергей, добрый вечер.

- Добрый вечер.

- Как настроение?

- Прекрасное… вечернее… ностальгическое настроение.

- Вот я этого слова ждал: «ностальгическое». То есть, это про Вас повспоминать вот так вот, уйти туда, в прошлое.

- Да, да, я очень сентиментален, на самом деле. И я обожаю вспоминать, историю, обожаю, когда при мне вспоминают мои родственники либо друзья…

- Старшие товарищи из той жизни, прошлой, какие-то вещи.

- Да, да, люблю смотреть старые фильмы, … плачу сижу.

- Серьёзно? Даже до слёз дело доходит?

- Да, до слёз всегда.

- Всегда?

- Да, всегда до слёз.

- Сентиментальный человек у нас сегодня в гостях. Наша главная задача всё-таки сегодня не допустить эту ностальгическую слезу. Или допустить наоборот, что, мне кажется, будет интересным, если в прямом эфире таки прольётся ностальгическая слеза у Сергея Маховикова.

Пока, по традиции, - визитная карточка. Потом вернёмся.

Сергей Маховиков родился 22 октября 1963 года в Ленинграде.

Окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии.

Со второго курса играл на сцене Александрийского театра.

Работал в театрах Ленинграда «Приют комедиантов» и «Молодёжном».

В 1987 году организовал первую в Ленинграде театр-студию, где работал режиссером.

В 1989 году был режиссером-постановщиком в Хабаровском краевом театре драмы.

Через 2 года на конкурсе актёрской песни имени Андрея Миронова получил Гран-при и специальный приз газеты «Аргументы и факты»

В начале 90-х снялся в фильмах «Простодушный», «Золотое дно», «Змеиный источник» и других.

Играл во МХАТе им. Чехова, снимал фильмы по собственным сценариям.

В 2006 году сыграл главную роль в фильме «Слепой» .

Награждён орденом «За службу России».

Член союза кинематографистов и общественного совета академии управления МВД России.

(По ходу повествования показаны фотографии тех лет).

Мы в прямом эфире. Сергей Маховиков . 9692211.

Любые вопросы ваши мы, как всегда, ждем по этому номеру телефона.

Есть традиция, Сергей, в начале программы я всегда прошу своих гостей адресовать зрительской аудитории тоже какой-нибудь вопрос. Опять таки, желательно, тоже связанный с той нашей жизнью, прошлой, с ностальгией, каким-нибудь образом.

Будет такой вопрос?

- Будет обязательно такой вопрос. Я даже не стану скрывать, что мы сначала с тобой немножко этот вопрос обсудили, и он мне понравился, тема.

Я бы хотел тем телезрителям, которые будут сюда звонить…

Попросить их, даже не задать вопрос,  а попросить назвать… или так я спрошу:«Какой у вас самый любимый патриотический фильм времён Советского Союза?»

- Ну, да, - нынешних-то вроде бы и немного, поэтому времён Советского Союза.

- Времен Советского Союза.

- Или сейчас есть патриотическое кино? По твоим ощущениям как?

- Есть. И сейчас есть. Но вопрос мой будет отправлен туда, в Советский Союз. А о патриотическом кино современном тоже можно поговорить. Фильмы есть, но их мало. Ты прав.

- Мало, к сожалению, да. Итак, патриотическое кино тогда. Насколько вот памятны эти картины. Быть может достаточно назвать одну, какая на ваш взгляд наиболее памятна. Именно, связанная с темой патриотизма тогда в СССР.

- Одну, одну.

- Одну. Чтобы мы не рассусоливали долго, давай пусть каждый из нас назовёт хотя бы одну картину а дальше мы уже подведём итоги. Быть может, кто знает, сами какие-то вещи вспомним. Потому что нам с Сергеем, быть может, тоже сейчас не всё придёт в голову из тех картин, что помните вы.

9692211. Тамара из Пензы позвонила нам первой.

Тамара, добрый вечер.

- Добрый вечер, Володя. Добрый вечер, Сергей.

Володечка, я очень долго не звонила Вам – целых три месяца. Поэтому я прошу сегодня дать мне слово до конца, я буду краткой. Когда увидела я вот Сергея Маховикова у вас за столом, я просто не могла не позвонить. И я благодарна, Володя, Вам за то, что этого гостя я сейчас вижу, что я могу с ним общаться напрямую, за то, что Вы даёте сейчас мне эту возможность…

Итак, Сергей, здравствуйте.

-Здравствуйте.

-Я должна Вам признаться, что я Ваша поклонница, что Вы мой любимый артист. Я считаю Вас одним из самых ярких, талантливых, неординарных людей среди нашего актёрского вот этого сообщества, если можно так выразиться…

- Спасибо.

- К сожалению, я не видела Вас никогда на сцене. Только телевидение, и то, что предлагало телевидение. И когда я однажды в каком-то сериале (на телевидении идут сейчас только сериалы) я наткнулась (простите за грубое слово) на кадр, на котором я и увидела Ваше лицо, - я вашего героя увидела на экране. Так вот, с этого момента я и сериал этот начала смотреть, и следующие смотрела с Вашим участием. Ваши герои все настоящие мужчины. Это мужественные, красивые, очень порядочные, смелые люди…

- Сейчас заплачу. Спасибо Вам большое.

- Спасибо большое, Тамара. Вот ещё чуть-чуть и слеза та самая ностальгическая и пошла бы из глаз Сергея. Спасибо Вам за тёплые слова. Извините, что перебиваю. Не обязательно рассказывать всегда всё связанное с тем или иным гостем. Быть может иногда следует начать с конкретного вопроса. Если Вас действительно что-то конкретное интересует - обратитесь, тогда вы получите полный ответ на то, что хотите знать.

- Я могу, в общем, как на дне рождения, сидеть и слушать, слушать. Люди звонят и говорят, какой  я замечательный. Но лучше, конечно, задавайте вопросы.

- Я знаю, что ты не очень любишь свои праздники, дни рождения. Поэтому вот даже, юбилей как-то у вас с супругой стороной прошёл. Как дата - просто очередной этап в жизни. Да?

- Нет. Ну, были друзья близкие, семья.

- А, вы ездили когда-то в Черногорию на какой-то юбилей, по-моему, на Ларисин? Да?

- На Ларисин. Да, да. Ну, так специально – нет. Я как-то … , у меня почему-то категорическое неприятие…, я не собираю фотографии, я как-то к этому ко всему отношусь … Не учили меня. Может быть, я не привык…

- Обычно это родители делают.

- Да, действительно, раньше это делали мои родители. А сейчас делают мои друзья и люди, которые сделали… у меня сайт в интернете. И вот там хранятся все мои фотографии. И, если я хочу что-то посмотреть, они мне их печатают и, иногда, приносят мне прямо альбомами: «Вот Ваши фотографии». Я рассматриваю их с удовольствием, кладу потом и думаю: «Ну, у меня же есть,  останется -Александре, моей дочке, что-то на память, - фото».

- Мы, родители, потом уже сами начинаем что-то собирать с нашими детьми. Как вы с Ларисой что-то связанное с Сашей собираете сегодня.

- Да. Я вот сейчас звоню своим на Кавказ, в Прибалтику и прошу присылать мне фотографии, тех, которых у меня нет – моих родственников, прадедушек. Вот у меня нет фотографии дяди моего Ивана Васильевича, который погиб. Который был ранен 8-го мая 45-го года, а умер 30-го мая 45-го года, - скончался от ран. Мои бабушки и дедушки получили похоронку. Похоронен он во Франкфурте-на-Одере. И вот я помню у бабушки и дедушки всегда стояла его фотография. И вот сейчас пишу, звоню родственникам, и прошу переснять, перефотографировать фотографию…

- Чтобы история семьи как-то собиралась потихонечку.

- Да. Чтобы у дочери моей была эта фотография…

Я в позапрошлом году был у него на могиле. Нашёл эту могилу…

-Это было непросто. Да?

-Да. Нашёл эту могилу по похоронке. Поехал с нею во Франкфурт и, мы, в общем, нашли могилу моего дяди. Как всё близко, … казалось бы - 45-й год …, а это мой дядя - старший брат моей мамы…

- Слушаем зрителей.

С нами сейчас на связи Вячеслав из Тверской области.

Вячеслав, добрый вечер.

- Добрый вечер.

- Добрый вечер. Здравствуйте.

- Гость программы «Ностальгия» задал прямой вопрос, о каком же фильме Советского Союза мы будем говорить. Для меня - это фильм, безусловно, «Офицеры». Мы с Сергеем Маховиковым примерно одногодки. Тот фильм такое произвёл впечатление! Действительно «до слёз». Всё о периоде Великой Отечественной войны. Такой подъём нашго возраста...

- Да. Действительно после этой картины очень многое изменилось в судьбах. Увидев эту картину, многие пошли по стопам той истории, которая была показана.

Татьяна из Пензы.

Татьяна, добрый вечер.

- Добрый вечер. Я время не буду много занимать. Я хочу сказать огромное спасибо Сергею за его творчество, за его замечательные песни и, вообще, за его жизненную позицию. Спасибо Вам. А фильм – «В бой идут одни старики». Счастья Вам большого и творческих успехов.

- Спасибо Вам большое.

Володя, давай запишем: «Офицеры», «В бой идут одни старики». Будем вести свой маленький хит-парад.

- Да, будем вести свой хит-парад.

За песни действительно отдельное спасибо следовало бы сказать. Другое дело, что Сергей сегодня без гитары к нам в студию пришёл. Но, тем не менее, об этом по пути мы тоже сможем поговорить.

Я хочу сейчас тебе показать исполнителя и песню. А ты потом скажешь, что она для тебя значит. Давайте послушаем и увидим. …

(Звучит «Басаната» Галича).

Ну, в принципе, мы могли бы найти и показать эту песню в исполнении Сергея Маховикова. Это было бы правильно, поскольку Серёжа неоднократно исполнял эту песню. И победителем на конкурсе актёрской песни он стал именно с этой песней. Да?

- С «Басанатой», да, да. «Ночной разговор в вагоне-ресторане» или «Басаната».

- Но допускаю, что не случайно ты выбрал именно эту песню тогда. К Галичу обратился не случайно?  Или это было так, спонтанно?

- Случайно.

- Да? Случайно-таки?

- Ну, если говорить, что всё в жизни не случайно, а всё так, как звёзды встанут, - так мы и идём … Я увидел сборник , такой «самиздат», тайно продававшийся на Арбате. Галич. Конечно, я знал, кто такой Галич. Да и просто уже шёл конкурс актёрской песни, и я не знал, что петь. Все поют одинаково: либо куплеты, либо театральные номера, либо романсы.

- А тебе хотелось что-нибудь другое, не похожее на этот репертуарчик?

- Ну, да. А я же тогда ещё рокен-рольщик как-то был….

- Ну, это мы видели по фотографиям сейчас… с электрогитарой!

- Да, да. Но тут же «актёрская песня»! Какой рок-н-ролл может быть. Все считали, что актёрская песня – это романс. Все начинали выходить « … белоой акаации …». Я думаю: «как-то всё очень похоже друг на друга»; думаю: «Да не выиграю я ни …».

И вот нашёл вдруг эту замечательную … «басан, басан, басана …»

- Потом песня вошла уже в жизнь. Да?

- Да. Но удивительно знаешь что? Что я знал Галича, я слышал в его исполнении песни. Не так много. Тогда в 80-х годах и начале 90-х, - это ещё до равала СССР, конечно, он же, не на каждом углу, … как Высоцкий, он же не со всех окон звучал. Но пару-тройку песен я слышал в исполнении Галича. И когда я взял этот текст, я, конечно, «слышал» Высоцкого… вот эту цыганскую… и думаю «как же спеть-то Галича?». И я примерный мотив сам сочинил практически. Вот такая была наглость с моей стороны. И я спел на конкурсе эту песню, ни разу не слышав, как исполнял её Галич.

- А, да ты что?

- Я клянусь. Вот крест, вот я в пасхальной сегодня красной куртке. И в советской, в том числе.

- Христос Воскрес!

- Воистину Воскресе.

Я ни разу не слышал, как Галич пел эту песню …. И я спел её со сцены. А потом, когда пришли за кулисы его родственники: брат – великий оператор, его племянник - Евгений Александрович Гинзбург, и Валерий Аркадьевич (он снимал «Простодушного», как оператор, ( мы потом столько общались),  и они пришли за кулисы и говорят: «какая  ты умница, какое тебе огромное спасибо», а я смотрю и думаю.... а мне говорят: это родственники Галича, они к тебе сейас придут, думаю: «наверное, сейчас ругать будут. Я, наверное, не на тот мотив спел»…

Брат плачет стоит: «Такое спасибо тебе, Серёжа…». И мы так подружились потом.

- Ну, значит, ты угадал то направление, галическое.

- Угадал, да. Ну, я Гран-при получил. И вот эти слёзы брата … родного брата.

- Но, если ностальгический час, если вспоминать, если вернуться ненадолго в детство… Вот тот ценный дорогой подарок для тебя, который в детстве тебе преподнесла, как я понимаю, мама – это гитара?

- Гитара, да.

- Это всё-таки как-то предопределило дальнейшую жизнь и судьбу?

- Мама, папа, безусловно, всё предопределили. Как говорят: «для девочки – отец, а для мальчика – это мама». Мама – это такое понятие, оно начинает расти: Родина – Отчизна – Мать. Вот так как-то. И, конечно, мама. Я помню эту гитару – какая-то ярко жёлтая дека, по бокам коричневая. Я таких гитар потом в жизни никогда не видел. Какого-то лимонного цвета, удивительной красоты. И вот она принесла, подарила эту гитару, и я записался… играть в эту… классическую…

Долго-долго я так (с месяц примерно) пытался, пытался… пока не услышал во дворе не услышал три замечательных блатных аккорда. Понял, что не нужна мне классическая школа. Быстро стал играть.

- Мне не интересно другое. Да?

- Да, да. Ну и конечно Высоцкий. Мы ещё не знали тогда, мальчишкой тогла пел эти печенки: "Зека Васильев, зека Петров". Потом только пришло … эта фамилия, имя – Владимир Высоцкий.

- Сейчас мы услышим другую песню. Я уже говорил, что Сергей без гитары сегодня. Но без песен мы не обойдёмся.

(Звучит песня «Стая белых ворон» в исполнении С. Маховикова)

Я наблюдал за Сергеем. Он не с таким воодушевлением, конечно, сейчас смотрел на экран, как это было, когда мы показали песню Галича в исполнении собственно Галича. Это уже другой этап пути. Да?

- Но это как раз, кстати говоря, то самое время исполнения Галича, вот-вот примерно в это же время. Это один из первых вообще клипов, который у меня появился в жизни. Вот я… вот в первый раз… вот так вот – лохматый, волосатый…

- Да, здесь сложно определить жанр. Явно, это не авторская песня. Близка к рок-н-ролу, конечно.

- Да. Ну, вот. Мы играли рок-н-ролл. А потом, когда я хлопнул громко дверью, как мне казалось, закончил с этой жизнью рокера, чтобы стать профессиональным артистом. Потом это всё стало возвращаться  опять– эта свобода питерская, рок-н-ролл, кухня.

И уже, когда на 3-ем-4ом курсе, в финале, когда я заканчивал институт, я опять вернулся на эту кухню … с портвейном, с гитарой; уже хотелось совершенно другой жизни. А так  три года я жёстко «завязал» с гитарой и сказал: «Не-не-не, все эти рокеры - это все какая-то … Надо вот … на сцене – Чехов … Достоевский…

- Почувствовать актёрскую профессию по-настоящему. Да?

- Да, да, да. Высокая литература. … А все эти песенки, всё это типа… А потом понял – не-не, - это всё моё, это всё моё родное.

- Тоже все мое! Давно ждёт Андрей из Москвы.

Андрей, добрый вечер.

-Добрый вечер.

Добрый вечер, Андрей, здравствуйте.

-Вот я сейчас телевизор смотрю, вас в студии. И тема интересная - «Какие фильмы вы запомнили…». Для меня – это «На войне, как на войне». Это самый хороший фильм, по-моему, как я считаю. Там, особенно, где в хате поют солдаты в промежутках между боями. А что касается… Сергей, Вам я хотел задать один вопрос. Вы же снимались в «Мы из будущего», где сыграли очень удачно такого жизненного командира, В общем-то, очень правдоподобно. Скажите, Сергей, а вот когда Вы снимались, входили в образ такого человека, скажем персонажа, что Вы чувствовали; как Вы считаете, подходили Вы к этой роли? Достаточно жизненно у Вас получилось. Вот так вот. Что Вы можете сказать?

- Спасибо, Андрей за теплые слова и за вопрос. Вот мы перед эфиром, нас даже несколько таких вопросов по теме прозвучало. И я постараюсь коротко, но, в то же время, я думаю, Вы меня поймёте. Потому, что всё, что связано с Великой Отечественной Войной для нашего поколения, … я не говорю о старшем поколении, про старших я вообще молчу, но вот ещё наше поколение, и ещё за нами идущее, вот те ребята, которые у меня играли в «Тихой заставе», которую я сделал, вот и за них я тоже могу ответить: для нас это свято, это священно и свято. И  это такой трепет – прикасаться к этой теме Великой Отечественной Войны на экране. Вот я знаю, с какими чистыми руками очень многие актёры туда приходят – с чистыми руками, чистым сердцем и помыслом. И, Слава Богу, что это у нас есть.

В свете того, что вообще происходит в мире, вот такое отношение – достаточно циничное – к той борьбе, европейской даже борьбе, той Великой Отечественной Войне нашей и, вообще, Великой Мировой Войне … Ну, дедушки воевали, дядя погиб, оккупация (по отцовской линии), голод … И в то же время … - счастье Победы… и 9 мая у нас дома… Вот у нас дочь – она с трёх лет со мной более-менее осознано со мной выступает в Парке, поёт военные песни, дарит цветы.

- Это ты папа такой, который привёл ребёнка за ручку на собственный концерт и показал ей, что есть патриотическая песня. На самом деле, у тебя самого нет ощущения, что праздник так, немножечко, стирается с годами? Что такого отношения теплого уже мы не испытываем? Не мы с тобой, конкретно, а вообще. Если взять, конкретно, - то молодое население страны, которое подходит к 9 мая сегодня. Вообще, слово «патриотизм»… (я благодарен тебе, конечно, за вопрос, что ты задал сегодня нашим зрителям)… Нет ощущения, что оно такое пообтёртое сегодня это понятие?

- Ну, что ты! Нет, нет, наоборот. Может быть, я по-другому немного смотрю… с другой стороны. Я же не телевизионный человек. Это у тебя много эфира, много разговоров. А я … - чаще приходится молчать…

- Ты же общаешься с народом, видишь. Так же читаешь интернет.

- Ну, да.

- Патриотизм порой слово ругательное. И ты же тоже, наверное, слышишь про него.

- Вот это вот – другая тема. Но я много езжу, Слава Богу. Я не сижу в театральном буфете или дома. У меня киношная профессия, актёрская профессия, в которой я существую, но, помимо своих собственных желаний, я много катаюсь по стране. Ну, и по миру иногда. А так, по стране - много. Так вот, Слава Богу, что само слово, понятие патриотизма, - оно спокойней сейчас стало восприниматься. Было время, ты абсолютно прав, «патриот» - это, в нашей интеллигентной среде – типа «дурак», такой человек – не модный. Это человек, может … джинсы не носит. Я вот в джинсах пришёл. А я – патриот!

- Сочетаемые вещи…

- Да, сочетаемые. Патриотизм, если быть серьёзным, возвращает как-то меня …Я вот свободно выдохнул за судьбу своей дочери. Потому, что их поколение тоже заговорило о патриотизме, о любви к Родине. У меня дочка учится в гимназии Василия Великого. Православная гимназия. Но я с таким удовольствием смотрю, что они читают. Они изучают труды Суворова …

- Но это учебное заведение немножко другое…

- Так, Слава Богу, что так! Но при этом всём они же не оторваны … Это не то, что они сидят там в платочках и …. Понимаешь? Нормально всё!

- Вот, что касается «помотало по стране и много ездил» и Сергея – это абсолютная правда. Я сейчас не смогу вам просто показать все постановки, которые были поставлены в разных частях страны. Но что-то есть. Например, Красноярский театр. По моему, Красноярским телевидением это было снято. Мы сможем сейчас увидеть. Вот этот сюжет. Потом вернёмся. (показаны фрагменты телеспектакля «Заблудившийся трамвай») Вот эти слова в спектакле «Заблудившийся трамвай», - они, как бы, продолжение того нашего диалога, который начался в студии. Поэтому я не случайно обратился к девяностому аж году, когда Сергей работал на Красноярском телевидении и сделал там несколько постановок. Одну из них мы увидели сейчас. Да?

- Да, да.

- Значит тебя «занесло» и туда, в Сибирь, в своё время. Да?

- Да. Более того, у меня там была такая программа…Ну, ты видишь, какой я был…, как бы сказать… - «бунтарски» настроенный человек. Но в 90-х годах с такими длинными волосами могли ходить только рокеры. А я уже в кино шёл с этим знаменем - «рокерства». Ну вот, я так смотрю на себя и думаю, что это, конечно, бунтарство – «спаси и сохрани»… «спившееся поколение» … «расстрелянный талант на Руси» …

- И когда ты произносил эти слова, я ещё думаю, внутренне не ощущая ещё тот текст, который потом ты ощутил?

- В общем-то – это болевая история, вот это вот сказанное: «посвящаю Юрию Борисову». Это тот человек, который написал известные песни. Он при мне сидел, смотрел телевизор и, когда пела Жанна Бичевская, мы выбегали  с ним ……(он сидел, в общей сложности, - 15 лет лагерей. Туберкулёз… Я ему с Дальнего Востока, когда поехал работать на Дальний Восток, и потом зацепился за Красноярское телевидение, - решил попробовать себя в этом направлении: я ему возил жир барсучий. Он заработал туберкулёз себе. И я просто рыдал на коленях, - только бы он выжил. Он пил, понятно, хорошо пил, умело…)

- Прошёл такую «школу» жизни….

- Да. Так вот: ………… «Юра, твоя песня, иди…»И вот Жанна Бичевская: «…Всё теперь против нас, будто мы и креста не носили…» А он сидит, у него слёзы текут, небритый такой… офицер… у него лоб высокий. Знаешь, ну не мне чета, - я больше крестьянский сын. И вот он сидит, у него слеза течёт, смотрит. И вдруг - титры, бегущая строка: «Белая песня». Слова и музыка неизвестного автора»……. Ну, кто ему даст….. сидевшему, пьянице …… Ну, он, конечно, не пил так уж… ну, так вся страна тогда могла…

- Бичевская тоже не знала тогда? Да?

- Бичевская? Не знаю. Мне кажется, она знала. Она обязана была знать. Юру Борисова знал весь Петербург. А уж Бичевская, которую знала вся страна, могла бы тоже узнать.

- Мы сейчас повернёмся в сторону Екатеринбурга. Давно ждёт Олег. Олег, добрый вечер.

-Здравствуйте Сергей. Здравствуйте, Владимир.

- Здравствуйте.

- Здравствуйте.

- Я - ответить на вопрос. И хотел сказать, что сейчас зачастую патриотизм отождествляется с какой-то идеальной судьбой. Поэтому мой выбор всё-таки фильм «Звезда пленительного счастья», в котором говорится о декабристах, т.е. людях, которые стали на сторону народа, будучи сами знатными и обеспеченными.А такой вот у меня вопрос:Сергей, Вы смогли бы сыграть в фильме, скажем, в очень таком правдивом, про Вторую Мировую Войну убежденного фашиста, - умного, эрудированного. Не карикатурный такой образ, а именно такого мужественного. Ну, действительно там были люди и мужественные, и, надо отдать должное, настоящие воины.

-Ну, Борман например в «Семнадцать мгновений весны» и т.д.

- У нас играли неглупых фашистов, конечно и Мюллера, и Бормана. Вы посмотрите – великие актёры это делали. Это действительно тонкая грань. И ты правильно вспомнил именно тот фильм, где работает разведка – элита, демоническая такая элита.

- Причем, фашисты не карикатурно там показаны, а как люди.

- Да, не карикатурно, а достаточно жестко, разбирая исторические пласты, и куда двинуть армию, что завоевать, геополитические решения.

- Что касается- смог ли бы ты все это сыграть. Я вначале зрителям сказал об исключительно положительном амплуа в твоей жизни.

- Был задан вопрос, если разбирать: «Могли бы Вы сыграть фашиста?» Нет, я играть фашиста не смогу. Ну, во-первых, я дал слово русскому офицерству, я просто уже дал слово, заявляю об этом откровенно: ни предателей, ни фашистов, ни подонков в офицерстве я играть просто не могу. Я дал слово.

- Только в офицерстве? А, в принципе, если подлецов сыграть там …

- Я всё время говорил, я с удовольствием сыграл бы вора в законе. Я бы с удовольствием сыграл Сальери и отравил бы Моцарта. Понимаешь, какую-нибудь такую личность серьёзную, но не подонка, не «гоп-стоп» с точки зрения нации, фашизма. Я бы смог это показать с такой ненавистью! Да, вот здесь я смог бы сыграть фашиста, чтобы показать эту тварь. Мог бы это сделать. И наверно лучше меня ... Потому, что я испытываю к этим людям, к этому вообще направлению, к предательству, я испытываю не просто ненависть, а, как бы сказать, жутчайшее брезгливое отношение. Конечно, я бы мог это сыграть! Но я бы сыграл такую сволочь…

- Да, я понимаю.

- Просто человек задал вопрос: «… он был мощный, умный…». Я знаю таких по литературе. Я хотел даже сам увлечься… Я объясню почему, о чём. Я постараюсь коротко. Я бы снял фильм о немецком лётчике, к примеру. О том человеке, который – такая элита войны. Элита... когда они друг другу салютуют или хвалят за хорошо выполненную … и не сбивают, как потом стали делать немецкие лётчики, сбивая парашютиста. А так… ходили вокруг, махали крылом, как бы говорили: «Ну, извини. В этот раз я тебя сбил». Но, когда он опустился на землю и увидел кровь, грязь, и что его сородичи-фашисты и не только, европейцы,  сделали, … что они сделали в концлагерях, и что такое окопная война, и что такое каратели … Вот этот человек отошёл от самолёта и сказал: «Я в этом принимать участия не могу…». Но он не фашист, он офицер. Тогда вот я отвечу на этот вопрос: «Офицера другой армии я бы сыграл». Но фашистов в том понимании, в котором мы с вами должны это понимать, я лично играть не буду.

- Скажи, не сама окопная война конечно, а вот что касается авиации, что касается ракет, что касается военно-механического института…. Это ведь тоже начало твоего профессионального жизненного пути?

- Да. Это моя юность, молодость, это становление…

- Это желание пойти куда-то в романтическую профессию. Да? По тем временам было ведь такое желание изначально?

- Ну, у нас же кто: военные герои, подводники,  что очень хотелось. А, тем более, что я ими был окружён – родственниками и дальними, и близкими. Ну, конечно, космос … Ну, как? Ты молод… Мы же тогда не думали, как сейчас. Профессию какую? Бухгалтер, да… там экономист…

- Экономист … в нефтянку пойти…

-Да, да. В нефтянку, Газпром. Нефтяночка! Мы же тогда думали героями быть для страны. А кем гордиться и кем мы гордились…

- А в какой момент, скажи, всё же перешло вот это вот желание быть героем… И пути–дороги пришли к кино, музыке и кинематографии?

- Ну, вот наверное, в это всё … -

Ты уходишь из военного дела и переходишь в совершенно творческую стезю. Да? Что? Как?

- Ответить, наверное, очень сложно. Ведь не все же из моего класса и из моей школы пошли в театральное. Иногда задаю себе этот вопрос: «действительно, что?» Со слезами на глазах, с восторгом хотелось всего и сразу. Вот в чём дело. Наверное каждый, в ком есть такое желание «всего, сразу, много, ракеты, космос, подводные лодки … Всё сразу… Я нашёл выход – пойти в телевидение, театр, - там где всё и сразу. Мне так казалось.

- Где можно попробовать себя в разных образах, ипостасях?

- Да. Я увидел Алису Бруновну Фрейндлих на сцене, Михаила Сергеевича Боярского, которые «жили» на этой сцене, они ж проживали … Я помню, как Боярский играл Османа, турка какого-то в пьесе Назыма Хикмета. Так смешно, до слёз заразительно. А Алису Бруновну Фрейндлих я увидел в «Варшавской мелодии». И у меня всё перевернулось. Эти люди не жили моей жизнью в Петербурге, жизнью моих родителей, моей, школы там… Они жили вообще какой-то космической жизнью. И я подумал, что я так хочу этого всего. Я хочу в этот космос, я хочу быть военным здесь, я хочу быть в Первой Мировой Войне, Второй Мировой Войне, я хочу быть рыцарем Айвенго, Робин Гудом, Высоцким… Ну, и так далее.

- Слушаем Евгения из Пскова. Евгений, добрый вечер. Если дождались. - Добрый вечер, Владимир. Добрый вечер, Сергей.

- Добрый вечер.

- Ну, во первых, хочу сразу ответить на Ваш вопрос. Кинофильм. «Патриотический фильм Советского Союза». Я отдаю свой голос фильму «А зори здесь тихие».

- Очень хороший фильм.

- Блестящая картина, конечно. Трогательная.

- Это «во-первых». А, во-вторых? Мы уже не услышим дальше?

- Я думаю, что уже нет. Мы же договорились: по одной картине… Есть люди, которые экономят наше время.

- А у нас много ещё времени?

- У нас всего 22 минуты. Ирина из Москвы. Добрый вечер.

-Добрый вечер, Владимир. Добрый вечер, Сергей.

- Добрый вечер.

-Значит, во-первых. Сергей я хочу сказать,- я впервые, честно говоря, (я наверное такая несведущая) увидела Вас в сериале «Тайная стража», где Вы играли Батю. Я тогда просто влюбилась в Вас. Потом я увидела передачу «Романтика Романса», где Вы со своей дочкой, совершенно очаровательной, пели песню. Это вообще было что-то потрясающее.А вот насчет патриотического фильма я хочу сказать, вот для меня самый хороший потрясающий фильм – это «А зори здесь тихие». Вы согласны со мной или нет?

- Абсолютно. Абсолютно!

- Спасибо. Этот фильм, пожалуй, лидирует сегодня. Поскольку Вы впервые называете второй раз одну картину. Александр из Москвы. Слушаем Вас, Александр. Добрый вечер.

- Добрый вечер.

- Добрый.

- Ну, я отвечу сразу. Это фильм «Живые и мёртвые».Потом маленькой подвопрос и будет вопрос.А подвопрос такой: Я недавно на фотофоруме общался с фотографом Валерием Плотниковым. Он Вам передавал привет и просил с ним связаться. Удалось ли это? И сам вопрос. Как Вы относитесь к таким понятиям-ярлыкам, как «супер-звезда», «секс-символ», «мачо». По-моему, это глупость великая и пошловатость. Ведь, правда?

- Вы сами ответили, наверное…

- Да, есть немножко и это. Я могу сказать так: достаточно иронично и легко ко всем этим понятиям. Кому-то это нравится. И пускай. … Это же не …, как Вам сказать, - мне не жарко, не холодно от этого. И это не натравляет людей друг на друга. Мне даже кажется, что это и не обалванивает их. Ну, да, иногда пошловато. Вот здесь - согласен.

- То есть, приятностей особых ты не испытываешь, когда вот эти ярлыки вешают на тебя?

- Абсолютно. Когда про меня начинают говорить, такое, мне как-то становится неловко. Здесь я вами согласен. Когда про кого-нибудь другого, когда меня это не касается,  ну, да ради Бога. А про Валеру Плотникова. Ну, во-первых, огромное спасибо. Конечно, мы связываемся. Вот сейчас и Лариса созванивалась, разговаривали. Не удалось попасть на выставку. Почему сейчас вспомнили о Валере. Ведь смотри, какая штука была тогда. Валера Плотников – это тот самый фотограф, который фотографировал, вот сейчас как раз об этом, только звёзд.

- Да. Мы с ним знакомы.

- Великие фотографии великих людей! А мы тогда были вообще никто. Ну, так, артисты, которые в одном фильме снялись. И, вдруг приглашение на съёмку от Плотникова! Это всё равно, что, ну я не знаю,  всё равно, что сегодняшнего актёра позвать там … к Спилбергу…, в Голливуд…, к Михалкову…

- После какой картины он вас позвал?

- Ну, вот после «Простодушного». И вот мы пришли, сфотографировались, ... и я не знаю, ну уж извиняюсь, конечно, … но мы просто стали известными. У него такое чутьё, у Валеры. И он же не бегает и всех подряд вот так вот щёлкает. Я же видел его фотографии. Вот, что у него за чутьё? Тогда мне кто-то даже сказал: «О, ты у Плотникова сфотографировался? Я говорю: «Да, это Плотниковская фотография». «Ты у Валерки снимался?» - «Да». «Не… Это значит, что ты звезда!»

- Значит дорога у тебя большая, светлая и хорошая. После какого фильма Сергей Маховиков снимался у Плотникова мы увидим прямо сейчас. Эту картину нельзя обойти. Мне кажется - она знаковая в судьбе, в жизни Сергея Маховикова. Кусочек. Потом вернёмся.

(Показан фрагмент из фильма «Простодушный»).

Что касается прозвучавшей фразы «жениться на вашей сестре»… Вообще на этой картине, насколько я понимаю, зарождалась ваша будущая семья. Сергей влюбил в себя Ларису Шахворостову. А она, в свою очередь, влюбила в себя Сергея.. Так происходило? Вы же не были знакомы до этой картины?

- Нет. И не были женаты. Поженились уже потом.

- То есть, любовь рождалась на картине «Простодушный». Я не ошибся, когда сказал?

- Да. Картина такая, действительно…Мы сейчас, когда смотрели эпизод, я говорю: « Вон там в уголочке, как сейчас помню, стоял Валерий Аркадьевич Галич (с камерой), сидит Евгений Гинзбург – все родственники Александра Галича.

- Следующий звонок из Севастополя. Виктор, добрый вечер. У нас сразу спина ровнее, когда «Севастополь» звучит. Виктор, слушаем Вас.

- Добрый вечер.

- Добрый вечер.

- Хочу напомнить об одном фильме, который мне очень дорог. Это «Председатель» с Ульяновым во главе.

- Да, шикарный фильм. Шикарный.

- Я благодарен, что сегодня многое только напоминают картины и сразу ждут нашей реакции. Мы, конечно, помним эти фильмы тоже. Алексей из Эстонии. Добрый вечер. Слушаем Вас.

- Да. Здравствуйте.

- Здравствуйте.

- У меня такой вопрос. По поводу фильма «Мы из будущего». Вот в одном эпизоде у меня возникло ощущение, что я эту картинку где-то видел. Когда герой Сергея поднимается в атаку с пистолетом. Это был постановочный кадр? Или специально заимствованный кадр?

- Да, всё правильно. Вы абсолютно правильно увидели этот кадр. Это знаменитый плакатный кадр времён войны - «За Родину». Более того, на фоне плаката там взрыв! Встаёт этот самый человек и … взрыв! И всё подгадывалось таким образом - камера ставилась и взрыв в это время, чтобы мы просто конкретно повторили плакат времён Великой Отечественной войны «За Родину!»

- Это попало в гимн нации, по сути дела, людей, рождённых в СССР. Люди говорят: «мы помним …, мы видели …, это было…».

- И, поэтому кадр, кажется « я где-то его видел». А он действительно очень знаменитый такой плакатный кадр.

- Звонок прервал. Я, конечно, хотел бы поговорить о человеке, имя которого мы сегодня неоднократно произносили. Имя этой прекрасной девушки, актрисы, женщины – Лариса Шахворостова. Лариса была у нас некоторое время назад в гостях в прямом эфире. Кусочек из интервью я вам сейчас покажу, друзья. А потом вернёмся.

(фрагмент интервью с Ларисой Шахворостовой).

Не знаю, готов ли ты расшифровать немножко слова любимой супруги относительно того сложного периода, про который Лариса сейчас рассказывала? Потому, что мы с тобой к этой теме еще не подошли, а Ларису уже услышали. Речь, видимо, идёт о той болезни.

- Да. Ну, я не уверен, что нужно сегодня об этом так много говорить. Была болезнь. Лечили самостоятельно, сопротивлялись. - Ты сейчас легко так  об этом говоришь «была болезнь», когда находился на уровне «между жизнью и смертью».

- Да. Тогда не понимали этого. Я могу сказать честно, кому-то, может быть, просто было бы (родным людям, близким) было бы тяжело. Я был на грани, наоборот, такого завода, такого настроя – «кто кого». Не, когда было очень больно, а было очень больно, я могу сказать так – к боли тоже привыкаешь.

- Чтобы не углубляться, скажем, что это было связано с почками.

- Почки. Да, да.

- От операции ты отказался, насколько я знаю?

- Да, отказался от операции. Надо было лечить себя самому. Потому что - либо ты, как сказать,  либо ты инвалид, либо ты достойный человек. Водки даже можешь выпить иногда, как я сейчас могу себе позволить.

- Всё понятно. Но тогда не до водки было. Ты сидел на воде, насколько я знаю.

- Вода. Сначала сок свежевыжатый, потом только рис. Полгода там голода конкретного.

- Это случилось на пике карьеры, по сути.

- Да, когда я уже снялся хорошо и надо было бы идти дальше. И тут… Потом я пошёл на Мосфильм, уже как никому не нужный ходил, «стучался» там. Ну, не «стучался», а пытался напомнить, что я вообще-то как-то … был.

- То есть, ролей особо не предлагали в кино. Тогда выручил театр? - Кино – это такая штука,  и телевидение. Ты сегодня что-то там мелькаешь, что-то там кричишь, стучишь себя в грудь – ты вроде кому-то нужен. Как только ты чуть свернул в сторону … Я не говорю, что это плохо или хорошо, нет-нет. Это жизнь такая! Поэтому многие из актёров …. Я, к сожалению, просто это не люблю, и немножко к этому очень плохо отношусь - вот эта вот «пиарщина», так называемая. Как-то в СССР этого не было. Ну, на эстраде там чуть-чуть было. А вот у киноактёров, у театральных людей, вот этой «самопиарщины» такой … нет.

- Ведь у Ларисы и у тебя журналисты, наверняка, часто спрашивают рецепт счастливого брака и так далее, и тому подобное… Я прочитал в твоих интервью, с Ларисой говорил. Она говорит, что вас сблизили во многом те жизненные испытания, которые были посланы вам. Да? Наверное, тоже сближает семейные узы очень крепко.

- Сближает, ну конечно.

- Поскольку, она сказала, что она во многом помогла тебе, оказавшись рядом, в этой ситуации в жизни. Хотя иначе быть не могло.

- Да, да. А иначе и быть не могло. Вообще семейная жизнь – это же, с одной стороны счастье, а с другой стороны – испытание, с третьей стороны – война, перемирия. Ну, это такой бурлящий котёл.

- И потом вы ведь глубоко верующие люди с Ларисой. Да?

- И вера. Я вот только об этом хотел сказать. Ну, если без веры, ну, как-то тяжеловато.

- Ты как-то сказал, что путь в церковь был предопределён. На каком-то этапе пути ты почувствовал, что действительно это так. Это пришло после болезни уже?

- Нет. Я крестился вот в том безумном возрасте, который мы видели – с длинными волосами.

- Вот когда я про Гумилёва говорил, ты говорил осознанно/

- Осознано. Я пошёл в церковь, покрестился в Иркутске – в центре Российской земли, в Знаменском монастыре. Вот. И сказал: «Всё. Больше я не могу без Бога, без церкви. Я буду так …»

- И сейчас так продолжается. Если вы видите, что на протяжении всего эфира у Сергея в руках чётки.

- Да. Это я привёз с Афона. Кстати, это афонские, такие вот они маленькие, приятные.

- Мы вспоминали уже, что в этой семье растёт замечательная, талантливая девочка Александра, которую, кстати, Сергей тоже называет «вымоленным» ребёнком. Да?

- Абсолютно вымоленной. Да.

- А что значит «вымоленной»?

- Молились. Молились монастыри. Молился наш храм. Потом…

- То есть, ты пришёл к батюшке и сказал «у нас нет детей». Или как это было?

- Да. Так и было. И храм наш весь молился. Я иногда приходил на утреннюю молитву. Придёшь и стоишь где-то там подальше, слушаешь,  молятся. И вот вдруг батюшка, священник в храме, говорит: «И за бездетных…» и перечисляет. И весь храм: «Господи…». Я думаю «молятся, смотри-ка. Раннее утро, а они молятся за нас, за бездетных». А потом нам привезли с Афона Лозу от Симеона из Сербского монастыря,  Хиландарского. Хиландар. Ну, я верующий человек. Но мы все чуть-чуть, интеллигенция, Фома неверующие. Да? «Покажите мне… чуда дайте мне…» Вот и сказали «надо исполнить»: столько-то дней поститься, столько-то дней молиться, столько-то дней пройти весь этот путь. Но я себе сказал, знаете как в этом фильме «Полёт над гнездом кукушки: «Я хоть попробую». Я внутренне понимал: «Ну что ты, Господи. У нас такие врачи, знакомства уже, профессора». Никто ничего не может сказать, никто ничего не может подсказать. Какая тут Лоза … с Афона.

- Фома, действительно.

- Фома Неверующий. Но при этом, я же верующий человек.. Что же теперь делать-то надо? Надо. Давай пройду. Я хоть потом себе скажу: «Ну, я же сделал всё, что мог. Господи, я же всё сделал!» И вот теперь, хоть ты тресни, понимаешь ли, хоть верь, хоть не верь, мы прошли весь этот путь, который потребовался,  монахи от нас потребовали. И Сашка теперь бегает в школу! В гимназию православную.

- И снимается в кино вместе с папой.

- Да, кстати вот…

- Давай покажем? Сашу с тобой вместе. Кусочек из фильма.

- Если есть.

( Показан фрагмент из фильма «Дом с лилиями»).

- Ну, не могли мы Александру не показать. Тем более, что ... сложно сказать «пошёл ребёнок по стопам…» или не пошёл. В общем, растёт в творческой семье. Поэтому, я думаю, неизбежно она будет наблюдать за жизнью родителей. А потом уже сама сделает свой выбор относительно профессионального своего пути.

Марина из Москвы. Марина, добрый вечер.

- Добрый вечер.

- Добрый вечер.

- Знаете, так приятно смотреть на достойную семью. Прямо сердце радуется. Но я хотела сказать, что есть, чтобы ответить на Ваш вопрос, есть с такой ярко выраженной позицией артисты, как Лановой, Баталов. Практически все фильмы, в которых они играют - патриотические фильмы. Меня вот какой вопрос немножко напрягает. Вот у нас есть такие фильмы, не типа «Джеймс Бонда», а настоящие герои, такие, как «Кто Вы, доктор Зорге» или …

- У нас осталась одна минута.

- Ну, в общем, Вы поняли меня. У нас не показывают настоящих героев. Вот что я хотела сказать.

- Ах, вот в чём дело. Не совсем понятен наверное вопрос до конца, не сформулирован просто. Да?

- Ну, я понимаю. На сегодняшний день как-то вот не сложилось пока. Как кажется. Но, по поводу фильмов. Вот смотрите, военные, теперь, слава Богу, что важно, - вот в тех фильмах, в которых снимался Баталов – «Москва слезам не верит». Это не патриотический фильм? Конечно, патриотический. Всё, что связано с любовью, всё, что связано с любовью к людям и к стране, и к людям, которые проживают в этой стране, в нашей стране непосредственно, в государстве – вот он патриотизм.

- Спасибо тебе за сегодняшнюю встречу. Разговор на серьёзную достаточно тему. За то, что был откровенным в нашей беседе сегодня. Будем ждать снова в гости. Ларисе большущий привет!

- Спасибо. Передам.

- Сергей Маховиков был у меня сегодня в гостях.

 

 

 

*  *  *

кадры из фильмов

vk 190

fb

posleslovie

 

 ban2 c 

 

bp bn

 

you tube